Поиск по сайтуВход для пользователей
Расширенный поискРегистрация   |   Забыли пароль?
Зачем регистрироваться?
ТелепередачаAlma-materКлубКонкурсыФорумFAQ
www.umniki.ru / Журнал / Кино-театр /
  
  
 

20:59 17 Сентября 2017 - clblalackvirgi

montresmГ©canique suisse mouvement rГ©pliques de montresrГ©plique de haute

  Читать далее

 
КИНО-ТЕАТР
РУБЕЖ СТОЛЕТИЙ: БОРЬБА ЗА ЗРИТЕЛЯ
 


В первые два десятилетия своего существования кино развивалось гигантскими темпами. То, что в 1895 году поражало всех своей новизной, к 1915 году превратилось в настоящую индустрию развлечений... Самые первые фильмы представляли собой скорее ожившие фотографии. В 1905 году стандартный фильм длился уже пять-десять минут, причем зрители наблюдали за сменой планов и сцен. Затем, в начале 1910-х годов, появились так называемые "полнометражные" ленты, с законченным и достаточно сложным сюжетом. К этому времени производство и демонстрация кинофильмов превратились в доходный бизнес. Теперь кино уже не считалось диковинкой, которую демонстрировали наряду с другими развлечениями, наподобие пения, цирковых выступлений и "волшебного фонаря". Был создан целый ряд больших компаний по производству и распространению кинофильмов, располагавшихся в крупнейших городах мира, которые затем передавали ленты мелким дистрибуторам. В течение 1910 годов средоточием таких компаний стал пригород Лос-Анджелеса Голливуд, выигравший в конкурентной борьбе с Парижем, Лондоном и Нью-Йорком. История становления американской "фабрики грез" неразрывно связана с международными событиями на рубеже XIX-XX веков.

ОТКРЫТИЕ ЧУДА
Первоначально самыми могущественными кинопродюсерами мира были французы, если под могуществом понимать влияние на отечественный и международный рынок, а не только лидерство в области стилистических инноваций (тут с ними вполне могли соперничать англичане и американцы). Огромную роль при этом сыграли братья Люмьер, которые, по некоторым сведениям, были первыми, кто стал демонстрировать «движущиеся картины» широкой публике за деньги. Август и Луи Люмьеры купили фабрику по производству фотооборудования и в результате долгих экспериментов создали камеру, которую они назвали «Синематограф».
 Афиша фильма братьев Люмьер Облитый садовник (1895) 22 марта 1895 года братья впервые продемонстрировали свое изобретение членам Национального общества развития промышленности, причем заявляли, что Синематограф – в первую очередь, научное открытие. Однако через восемь месяцев братья Люмьер провели платную публичную демонстрацию десяти снятых им фильмов. (Кстати, этот знаменитый сеанс в Гран-Кафе в Париже упоминал в своих рассказах герой известной картины «Человек с бульвара Капуцинов».) Впрочем, ответ на вопрос о том, кто провел первый киносеанс, зависит от того, что считать киносеансом. Если подразумевать под этим публичную демонстрацию фильмов за деньги, не имея в виду проекцию кино на экран, то пальма первенства принадлежит Томасу Эдисону, который поражал зрителей изобретенным им Кинетоскопом еще в 1893 году. Более того, Люмьеры даже не были первыми, кто спроецировал для зрителей изображение на экран – это за два месяца до них сделал немец Макс Складановски.
Однако Люмьеры были не только одаренными инженерами, но и талантливыми бизнесменами и рекламщиками. Они сумели так «раскрутить» свое изобретение в Европе и Соединенных Штатах, что в наше время миллионы людей во всем мире считают именно Августа и Луи изобретателями кино. Впрочем, надо отдать Люмьерам должное: их Синематограф действительно был выдающимся изобретением, по своим техническим параметрам далеко опережавшим разработки конкурентов. При относительной легкости корпуса Синематограф совмещал в себе функции камеры, проектора и машины для проявки пленки. Он почти не зависел от наличия электросети, так как фонарь приводился в действие ручным приводом. На то время это было самое удобное устройство для начинающих (самых первых начинающих) кинолюбителей.

ВОЙНЫ КИНЕМАТОГРАФИСТОВ
Люмьеры разработали блестящую кампанию по рекламе своего изобретения. Они сразу оценили гигантский потенциал американского рынка. Двадцать два оператора-механика проехали по всем Соединенным Штатам, демонстрируя преимущества Синематографа в варьете и мелких театрах. В итоге главный конкурент братьев, Эдисон, был повержен.
 Передвижной кинотеатр Синематограф Грина (Глазго, 1898)Впрочем, главенство французского кинематографа в мире было обусловлено не только деятельностью Люмьеров, которые демонстрировали своим зрителям в основном документальные картины. Их соотечественник, Жорж Мелье на заре кино стал самым популярным режиссером, специализировавшимся на художественных фильмах. Мелье был профессиональным иллюзионистом, он долгое время работал в театре великого фокусника Робера-Удена. Он также присутствовал на одном из первых сеансов братьев Люмьер и с первой минуты стал самым преданным поклонником Синематографа. Его, в отличие от братьев, в кино привлекала не научная составляющая, а новые возможности этого вида искусства, которые расширяли рамки обычного театрального действия. Будучи иллюзионистом, Мелье сразу понял, какой потенциал таит в себе кино. Люмьеры отказались продать Жоржу свой аппарат, поэтому Мелье пришлось построить собственный аналог Синематографа. С 1896 года и до начала 10-х годов XX века студия Жоржа Мелье сняла сотни короткометражек, большинство из которых не сохранилось, но некоторые картины стали настоящей классикой жанра. Именно Мелье стал родоначальником жанров кинофантастики и фильмов ужасов, впервые применив комбинированные съемки. Атмосфера волшебства, окружавшая кинематограф долгие десятилетия, - это заслуга Жоржа Мелье.
Однако в 1913 году студия, на которой снимались эти волшебные картины, стала банкротом под натиском конкурентов, и в первую очередь, компании «Пате». Шарль Пате предпочитал агрессивные методы ведения бизнеса. Он выкупил патенты у Люмьеров и Мелье, создал разветвленную сеть студий и кинотеатров сперва во Франции, а потом и в других европейских странах, добился фактической монополии кинопроизводства в таких регионах, о которых другие компании и не думали. Долгое время «Пате» было синонимом слова «кино» во многих странах третьего мира. Даже в России существовала компания Pathe-Russe. В начале XX века фирма Пате распространяла в два раза больше фильмов в США, чем все американские дистрибуторы вместе взятые. И, тем не менее, некоторым производителям в Соединенных Штатах удалось подготовить основу для будущей экспансии американского кинематографа. Не последнюю роль в этом процессе сыграл Томас Эдисон, который также, как Люмьеров, можно назвать изобретателем кино (хотя, строго говоря, над знаменитым Кинетоскопом работал не столько сам Эдисон, сколько его сотрудники).

ЭДИСОН И «ЧЕРНАЯ МАРИЯ»
Бизнес-качества Эдисона не уступали его таланту инженера. В отличие от Люмьеров, предлагавших свой Синематограф как массовое зрелище, создатель Кинетоскопа продавал его как средство индивидуального развлечения, наподобие современного телевизора. Это устройство напоминало известные некоторым аппараты «пип-шоу»: зритель смотрел в глазок и видел череду движущихся картинок. Эдисон первым построил киностудию, в которой снимал сюжеты для своего Кинетоскопа. Впрочем, студия – это громко сказано. Все оборудование помещалось в небольшом домике, напоминавшем по форме полицейский фургон, так что в народе студию Эдисона прозвали «Черной Марией». В 1894 году в «Черной Марии» чемпион страны по боксу Джентльмен Джим Корбетт провел бой с Питом Кортни. Снятый в ходе матча фильм принес студии Эдисона общенациональный успех.
Третьим мировым центром киноиндустрии в конце XIX века была Великобритания. Англичане впервые познакомились с Кинетоскопом в 1894 году. Поскольку права Эдисона на его изобретение распространялись только на территорию США, некий Р.В.Пол совершенно легально зарегистрировал Кинетоскоп на свое имя и построил пятнадцать проекторов. Когда возмущенный Эдисон попытался бороться с конкурентом и отказался поставлять в Англию новые ленты, Полу ничего не оставалось, как самому заняться производством картин.
 Первый вестерн Большое ограбление поезда (1903)Как видно, на первом этапе развития киноиндустрии не существовало специализации среди компаний: каждая из них занималась и съемками, и распространением, и демонстрацией фильмов. При этом пионеры кино были начисто лишены пафосности современных медиамагнатов. Жорж Мелье, глава собственной компании, сам писал сценарии, сам стоял за камерой, сам руководил актерами, участвуя при этом в создании декораций и костюмов. Бизнес развивался так быстро, что люди делали головокружительные карьеры. Один из известнейших режиссеров немого кино, Эдвин С.Портер, автор «Большого ограбления поезда» начинал работать механиком в компании Эдисона, а закончил карьеру главой кинопроизводства.
Развитие кинематографа как индустрии парадоксальным образом сказалось на его эволюции как искусства. Кино обретало свою собственную стилистику, свои внутренние законы жанра. Но это – тема отдельного рассказа.

Сергей ВЕРЕЙКИН

Пожалуйста, оцените этот материал:

 
КИНО-ТЕАТР
 

1.

raxiP

04.06.2011

 

2.

Noir fatale

19.04.2011

 

3.

Феномен Федерико Феллини

05.04.2011

 

4.

Четыре ипостаси театральной постановки

05.04.2011

 

5.

Нарисованная реальность

29.03.2011

 
 
 
 
 
 
 
  © 2006-2007 www.umniki.ru
Редакция интернет-проекта "Умницы и умники"
E-mail: edit.staff@yandex.ru
Использование текстов без согласования с редакцией запрещено

Дизайн и поддержка: Smart Solutions


 
Rambler's Top100