Поиск по сайтуВход для пользователей
Расширенный поискРегистрация   |   Забыли пароль?
Зачем регистрироваться?
ТелепередачаAlma-materКлубКонкурсыФорумFAQ
www.umniki.ru / /
  
  
 

01:00 1 Января 1970 -

  Читать далее

 

Грандж. Мода или философия?
 

«Я устал постоянно прикидываться хорошим парнем только для того, чтобы уживаться с другими и иметь друзей. Носил простую фланелевую рубашку, жевал табак и на многие годы стал монахом-затворником в своей комнатушке. Со временем я даже начал забывать, что такое нормальное общение с людьми» (с) Курт Кобейн.

В наше время мода позволяет всё, и это не всегда так уж прекрасно. Она призвана помогать людям выглядеть оригинально, чем-то выделяться, но иногда все получается совсем наоборот. Какие-то стили теряют свою отличность от всех остальных, пропадает смысл, который люди вкладывали в эти стили.

Грандж. Сегодня это слово насквозь пропитано модой. Ведущие дизайнеры выпускают коллекции в стиле грандж. Грандж перебрался на страницы глянцевых журналов и в гардероб молодежи из семей с достатком «выше среднего».

 Как так вышло, что девушка, которая может позволить себе выглядеть почти в буквальном смысле на миллион, носит джинсы, будто пережившие худшие времена? Зачем ей эта огромная растянутая майка с названием популярной рок-группы ранних 90-х (которую она, к слову, вряд ли даже слышала или станет слушать)?

 Эта худенькая девушка, она хочет быть похожей на своего кумира, модель Кейт Мосс, которую она считает едва ли не иконой гранджа. Это называется «героиновый шик».

Человеку непосвященному это может показаться неправильным. Человеку знающему – тем более. Современный грандж – это некий модный парадокс. Почему? Давайте вообще разберемся, что такое грандж и откуда он взялся.

В первую очередь, грандж родился рок-музыкой, а не модой. Произошло это в Сиэтле в 80-х годах. «Родителями» гранджа можно считать такие противоположные направления, как неистовый, полный гнева панк-рок и миролюбивое движение хиппи. Сама философия досталась гранджу от панка.

«Панк-рок должен означать свободу, желание делать то, что тебе нравится, принимать то, что тебе по душе, и играть все, что тебе взбредет в голову и как Бог на душу положит, причем играть сколько душе угодно, пока все это получается неплохо и берет за душу» (с) Курт Кобейн.

Грандж звучал грязно и яростно, но при этом умудрялся сохранять мелодичность и лирику текстов. Он родился с хриплым криком, криком подростковых комплексов и ненависти, он стал революцией того поколения.

 «Мне плевать, что я состарюсь. Я не против сойти с ума. Прочь, прочь из дома, я боюсь!» (с) Nirvana.

 Вокалисты будто выкрикивали свои души, то, что ранило их. Порой в сложной для понимания форме, казалось бы, в бессмысленных наборах фраз, иногда просто и открыто – но всегда честно.

 «Сын, - сказала она, - у меня есть для тебя маленькая история,

Тот, кого ты считал своим отцом - на самом деле тебе никто, но

Пока ты торчал в одиночестве дома, тебе тогда было тринадцать,

Твой настоящий папа умирал, жаль, что ты его не увидел. Ну, я рада, что мы поговорили» (с) Pearl Jam.

 Лирика музыкальных коллективов была неоднозначна. Она всегда являлась личным отражением восприятия автора, и у каждого автора это отражение было своим. Общей темой можно обозначить насилие. Насилие не физическое, а каждодневное насилие над личностью, необходимость существовать под гнетом законов социума, материалистического и жестокого. Лирика выражала боль, страх, страдание. Ее надрыв придавал музыке мощной энергии. Каждый слушатель сам решал для себя, как воспринимать эти песни. Для кого-то они были лишь музыкой слов без особого смысла, кто-то выделял из текстов цитаты, считая их правильными или едва ли не пророчествами. Для кого-то они стали почти Библией.

«Мне так одиноко, но это нормально.

Я отрезал часть сердца, и мне не грустно.

Быть может, я виноват в том, что всё это услышал.

Я так рад, что я тебя встречу. Я не уверен… Мне все равно» (с) Nirvana.

 Музыка была полна сырыми эмоциями, то тихая и спокойная, то громкая и неистовая. Причудливые соединения разных стилей, странные ритмы и гитарные соло представляли собой опасную смесь, на которую решился бы не каждый музыкант.

 Предшественниками гранджа называют The Stooges, а его пионерами Green River, Soundgarden и Mudhoney. На первой волне грандж был тяжелее и труднее для восприятия, нежели его продолжатели. Каждая группа, игравшая грандж, имела свое характерное, не похожее на остальных звучание. Это были Pearl Jam, Alice in Chains, the Smashing Pumpkins и, конечно, команда, впоследствии ставшая культовой – Nirvana. С их диском Nevermind начался настоящий взлет гранджа, а альбом стал успешным коммерчески.

 Такой оригинальный, каким он был, грандж быстро породил молодежную субкультуру со своими взглядами и принципами и, конечно, стилем одежды. Ее принято связывать с трудностями переходного возраста, протестом против общества и агрессией. Гранджеры любили вещи из секонд-хендов и неряшливый, небрежный внешний вид. Вспомним настоящую икону гранджа – Курта Кобейна. Растрепанные волосы, старые кеды и свитера, рубашки навыпуск, и те самые рваные джинсы, обнажающие колени. Это не были дорогие джинсы от модного дизайнера, это было настоящее несогласие, выраженное во внешнем виде – «Я такой, и мне все равно, что вы об этом думаете». Это были дешевые кеды, носившиеся годами. Это был принцип, стиль жизни, не одежды.

 Была у гранджа и своя культура, не касающаяся музыки. Гранджеры любили читать книги Уильяма Берроуза, он получил свое отражение и в кино – естественно, независимом. Например, фильм «Клерки», а также ранние работы Квентина Тарантино («Бешеные псы») и Роберта Родригеса («Эль Марьяче»).

Как могли выглядеть гранджеры? Есть некоторые характерные черты.

1)      Дырявые колготки.

Девушки, придерживающиеся принципов гранджа, считали, что если твои колготки порвались – ни к чему их выбрасывать! Во-первых, не придется тратить деньги, которых и так не хватает, на новую пару и, во-вторых, это выглядит очень вызывающе: «Да, я не хочу покупать другие колготки, мне так нравится, и меня не волнует, нравится ли это вам».

2)      Большие потертые сумки-мешки.

Опять же, это удобно – туда поместится всё, что только можно захотеть взять с собой. А потертость лишь придает вещи гранджевой оригинальности.

3)      Поношенные кеды.

Кеды – самая комфортная обувь, и с годами они не становятся хуже, а дырки и грязные шнурки придают им особый шарм.

4)      Растянутые футболки, рубашки и свитера.

Неважно, сколько лет твоей любимой вещи. Пусть она выглядит на два размера больше тебя, так даже легче, ничто не стесняет движений.

5)      Вчерашний макияж.

Девушки предпочитали smoky eyes – черные тени на глазах. Будучи на их лицах в течение нескольких дней, он размазывался и придавал их облику характерный гранджевый вид.

6)      Облупленный лак на ногтях.

Зачем стирать старый маникюр? В нем есть свой рок-н-ролл!

7)      Лохматые волосы.

Прическа «только с постели» не требовала больших хлопот. Забыл причесаться - и ладно! Это же грандж.

Однако ни в коем случае не стоит забывать, что это лишь внешняя оболочка, тогда как самая суть остается внутри. Никто в сознательном состоянии не станет спорить, что Кортни Лав из группы Hole, вдова Курта Кобейна – в некотором смысле королева гранджа. Она может признаваться в любви к дорогим платьем от модных кутюрье – и ведь это честно, так как она может себе это позволить. Идеи гранджа она носит в своей душе, и ее грандж звучит честно и жестко в ее нынешнем творчестве, как прежде.

«Ты не понимаешь, насколько мы пострадали на самом деле.

Ты не представляешь, как мы злы на самом деле» (с) Hole.

Тот настоящий грандж презирал пафос и роскошь и любил подростков с улиц. И так называемый «героиновый шик» никогда шиком не был. В грандже нет никакого шика вообще, в наркотиках – тем более, лишь депрессия и упадок.

С приближением самоубийства лидера Nirvana, становилась ближе и смерть идейного гранджа.

В 1992 году модельер Марк Джейкобс выпускает свою знаменитую коллекцию в стиле грандж SSག. Вдохновил его на это один из самых известных гимнов грандж-культуры Smells Like Teen Spirit, который и был музыкальным сопровождением его показов (Курт Кобейн впоследствии стал ненавидеть эту песню, думая, что именно она превратила грандж в часть мейнстрима). Хотя Джейкобс и был уволен за такую смелую экстравагантность, коллекция вызвала бурю восхищения у публики и прессы. Огромные шелковые рубашки в клетку, растянутые свитера продавались по ценам, превышающим тысячу долларов. Марк Джейкобс – единственный кутюрье, кто включает элементы гранджа в каждую свою коллекцию.

Однако здесь начинается парадокс, гибель идеи гранджа, отрицающего роскошь. Это было чьей-то революцией, своеобразной формой протеста, теперь же это просто одежда, стоящая бешеных денег, новый вид шика. То, против чего боролись гранджеры.

Когда в 1994 году Курт Кобейн покончил с собой, он добил этим и грандж. С одной стороны, после этого люди не могут забыть это движение, но с другой - новые группы уже не имели возможности пользоваться популярностью Nirvana для достижения собственных успехов.

Здесь начинается пост-грандж. К примеру, барабанщик Nirvana после смерти ее лидера создал собственную группу и назвал ее Foo Fighters. Но это уже совсем другая история.

Итак, классический грандж погиб, и настало время гранджа модного.

Откуда же взялось это странное явление?

Когда классический грандж достиг пика своей популярности, некоторые известные люди стали использовать элементы этого стиля в своем гардеробе. К примеру, он очень импонировал модели Кейт Мосс, повлиял на нее, ведь тогда ее карьерный путь только начинался. Сейчас Кейт – признанная икона стиля и моды.

Современная мода предлагает разные способы выделиться. Как известно, когда многие люди пытаются отличиться, большинство из них становятся одинаковыми, копиями друг друга. Из-за этого некоторые прибегают к помощи гранджа, и в данном случае их нисколько не волнует его идейное содержание.

Среди звезд грандж любят близнецы Мэри-Кейт и Эшли Олсен, Джонни Депп, Кира Найтли, Кристен Стюарт, Тэйлор Момсен, Сара-Джессика Паркер, Линдси Лохан, Дрю Бэрримор и огромное количество других знаменитостей, влияющих на умы и вкусы молодого поколения.

Также он стал частым гостем модных коллекций. Ему не посвящались целые показы, но он то и дело появлялся в тех или иных элементах одежды. Его использовали Rag&Bone, Rodarte, Proenza Schouler, Richard Chai, William Rast, и конечно Marc Jacobs.

Кутюрье Christian Louboutin выпускал коллекции обуви из мусора, которые каждый раз имели грандиозный успех у публики. Покупателей не слишком волновало, что же служило материалом для изготовления оригинальных туфель, и они готовы были платить по тысяче долларов за пару, сделанную из старых бирок, марок, кусочков кожи и клочков бумаги.

Модельер Alexander Wang выпускает своих моделей на подиум в чулках со стрелками и дырами – типичном элементе гранджа. Он же предлагает объемные потертые сумки из цветной кожи. Это модная альтернатива элегантным лакированным сумочкам. Популярны сумки от Anna Sui, выглядящие как будто их носили уже десять лет.

«Небрежность всегда в моде, по крайней мере, в определенных кругах. Мне кажется, подобные тренды близки по духу с творчеством Достоевского - в поисках изнанки жизни. Потрепанная одежда - нонконформизм, но уже в очень мягкой форме. В будущем тенденция еще больше усилится. Пройдет лет десять - и дресс-код в банках вполне будет терпеть джинсы с дырками на коленках. Через несколько лет появятся новые искусственно состаренные вещи. Дизайнеры уже работают над этим. Мы не пытаемся шокировать людей, а просто стараемся обратить их внимание на обратную сторону моды. Наш взгляд на вещи выражается в материалах, фактурах, каких-то формах» (с) Максим Кушнарев, дизайнер марки White trash for cash.

Отдельным трендом стал макияж smoky eyes. В наше время он считается гламурным и изысканным, а техника его нанесения превратилась в отдельную самостоятельную школу макияжа. Многие кутюрье сочетают smoky eyes с различными стилями своих коллекций.

Мода прет-а-порте также предлагает множество вещей в стиле грандж. В современном магазине молодежной одежды можно купить те самые растянутые свитера и свисающие до колен футболки. Можно одеться так, будто в твоих наушниках то и дело играют Hole и Pearl Jam. Ботинки с затертыми носами, дырявые легинсы, словно простреленные из дробовика джемперы и нарочито искромсанные джинсы. Вещи, создающие образ… Гранджера или гламура?

В повседневной жизни становится сложно отличить модника от гранджера. Невозможно понять, то ли человек носит футболку Nirvana, потому что он знает, что такое грандж, то ли ему просто понравился рисунок, и на деле он понятия обо всем этом не имеет и лишь желает выглядеть по-особому, не обременяя себя какой-то философией сиэтловских панков. Быть может, слово «панк» для него - ругательство?

Идейный грандж еще не умер только в умах некоторых его поклонников, и на его полную реинкарнацию уже не приходится надеяться. Теперь недостаточно купить старую рубашку в секонд-хенде и заносить джинсы до дыр. Модный грандж нашего времени предполагает некий изыск и искусственно испорченные вещи, которые далеко не каждый может себе позволить. Грандж при полном отсутствии гранджа.

Можно прийти к выводу, что грандж стал гламурным. Это легкий способ попробовать что-то экстравагантное, обратить на себя внимание, выглядя при этом героиней с обложки. Теперь его можно сочетать с другими стилями, его элементы легко отыскать в бутиках.

Каждый стиль, субкультура рождаются из философии, стараются обособиться от мира. Каждая философия умирает, когда стиль находит мода. Остается только одежда. Оболочка и название.

И я смотрю на эту тоненькую девочку в огромной футболке с искусственно облупившимся портретом Курта Кобейна и дорогим телефоном в руках. Мне интересно, сколько денег она потратила на этот наряд, который можно достать совершенно бесплатно, порывшись в старых вещах.

Я думаю о глянцевом журнале, что лежит в ее сумке-мешке. Есть ли там заголовок под названием «грандж»? Смотрю на кофе, что она потягивает. Он такой же отвратительный на вкус, как кофе во второсортной забегаловке, разве что стоит в десять раз дороже и на стаканчике есть эмблема кофейни.

И в этом она вся.

В ней ведь нет ничего плохого, каждый нормальный человек хочет отличаться, быть стильным. Ей нравится словосочетание «героиновый шик», оно напоминает ей о таких же как она худеньких модных девочках с темными кругами под глазами, не о наркотиках и самоубийствах. Я не хочу думать, будто она пустая внутри. Просто у нее неправильная оболочка.

Мне очень нравятся ее ботинки. Только мне грустно, что еще одна философия умерла, чтобы она их носила.

Знает ли она, что выглядит сейчас, будто противоположность самой себя? Если бы она задумалась, не почувствовала ли она себя пустой?

Мода призвана помогать нам, но иногда она путает нас. Заставляет нас быть одинаковыми, заставляет казаться кем-то другим, так что мы и сами об этом не подозреваем.

Все философии рано или поздно умрут, у них лишь один расцвет, просто благодаря моде это происходит в разы быстрее. Грандж умер вместе с Куртом, но ведь оба они живы в чьих-то душах. Это неподвластно моде. В одежде грандж тоже ни с чем не спутаешь – он неизменен не под стать моде.

Мода меняется каждый день. Важно не забывать о себе и следовать, прежде всего, своим собственным законам. Оставаться собой. Очень просто одеться, подражая содержимому журналов, очень легко меняться, пробуя разные стили. Можно выглядеть ярко снаружи, не зная, что у тебя внутри. Можно забыть о лейблах и быть самим собой. Внутри и снаружи.

Грандж - это социальное явление, к которому приходят люди, как-то иначе видящие мир и законы общества… Кто-то верит в него до сих пор. Они другие. Они последние.

«Все еще сражаешься, не имея никаких средств к этому. Брошенный всеми. Отрезанный от всего... Каждый человек сам за себя - если только у него осталась эта «самость». Таких немного» (с) У. Берроуз

 

Гринёва Анастасия, II МЖ, 213.

 
 
 
 
 
 
 
 
  © 2006-2007 www.umniki.ru
Редакция интернет-проекта "Умницы и умники"
E-mail: edit.staff@yandex.ru
Использование текстов без согласования с редакцией запрещено

Дизайн и поддержка: Smart Solutions


  Rambler's Top100