Поиск по сайтуВход для пользователей
Расширенный поискРегистрация   |   Забыли пароль?
Зачем регистрироваться?
ТелепередачаAlma-materКлубКонкурсыФорумFAQ
www.umniki.ru / Журнал / Заблуждения /
  
  
 

11:42 12 Августа 2016 - clblalackvirgi

rolex Yacht-Master II replica watches [b]swiss replica watches[/b] [b][url=htt

  Читать далее

 
ЗАБЛУЖДЕНИЯ
«Ночной дозор» при свете дня
 

Произведения искусства, как люди, имеют свою жизнь, свою историю, свои тайны и загадки. Иногда проходит много времени, прежде чем мы сумеем постигнуть их сущность, разрешить сомнения, преодолеть заблуждения. «Ночной дозор» - одно из наиболее известных произведений великого голландца Рембрандта ван Рейна. Судьба картины трудная, и само название – результат заблуждения: ведь действие на полотне происходит днем , а не ночью. Так почему же дозор «ночной»? В 1642 году Рембрандтом была написана картина «Выступление стрелковой роты капитана Франса Баннинга Кока и лейтенанта Виллема ван Рейтенбурга». Это был заказ Стрелкового общества. Среди амстердамских обществ и корпораций того времени установился обычай заказывать художникам свой коллективный портрет. Главные члены гильдии оставляли в наследство преемникам свои изображения. При исполнении таких групповых портретов традиции соблюдались очень тщательно, здесь не было места личным изобретениям художника. Членов корпорации располагали в ряд, глава гильдии занимал центральное место, а гильдейские сановники располагались по сторонам. Все они одинаково были повернуты в сторону зрителя, отчего картина производила впечатление составления в одной композиции ряда индивидуальных портретов. Восемнадцать известных военных захотели, чтобы мастер написал их всех занятыми каким-либо делом и в то же время сохраняющими свое военное обличье. За работу было уплачено 1600 флоринов. Рембрандт с самозабвением работает над заказом. Но он настоящий художник, ему тесно в рамках определенных канонов, он далеко отступает от норм, принятых в то время в портретной живописи. Среди восемнадцати заказчиков автор размещает шестнадцать посторонних фигур, необходимых для его замысла. Он превращает обычный групповой портрет в драматическую массовую сцену. Художник лишает фигуры характера портрета и как бы намеренно не заботится о психологической индивидуальности участников изображаемого события. Знатные военные надеялись, что Рембрандт подчинится твердо установленному обычаю и разместит членов их гильдии в иерархическом порядке в каком-нибудь роскошном зале. Мастер обманул их ожидания. Как художник великий, он должен был внести в картину вдохновенное, яркое, чудесное, выйти из рамок обыденности. На картине он хотел возродить славу стрелков. Образы павших героев Лейдена, которых художник представлял с детства по рассказам отца, оживали в его воображении и на полотне. Но разве могли знатные обыватели понять это? Они заплатили деньги и хотели видеть себя на портрете согласно своему рангу. При чем тут вдохновение, замысел, высокие цели искусства? Итак, вместо традиционной сцены представления капитаном зрителю своих офицеров, Рембрандт дал совершенно иное решение: он изобразил внезапное выступление стрелковой роты по приказу капитана Баннинга Кока.. По сигналу тревоги поспешно и беспорядочно выходят на площадь все новые и новые стрелки. Произведение не было понято и не пришлось по вкусу знатной публике. Назревал конфликт между художником и богатым бюргерством. Исполняя почетный и ответственный заказ корпорации, Рембрандт, быть может, намеренно забывает о грани между заказным и свободным портретами. Картина навлекла на Рембрандта немилость амстердамских мещан и втянула его в бесконечную распрю с гильдией. Каждый из сановников чувствовал себя обманутым. Их глава, заносчивый и надменный Баннинг Кок, обратился к художнику Ван дер Хельсту, чтобы тот восстановил верный облик его особы. Но Ван дер Хельст, понимающий дистанцию между собой и Рембрандтом, отказался. Отказался поправить что-либо в картине и сам Рембрандт. Он бросает вызов расчетливым торгашам, полагающим, что за свои деньги они могут купить все – даже талант художника. Злополучная картина больше ста лет провисела в помещении гильдии стрелков . Когда их общество распалось, картину перенесли в городскую ратушу, но так как она оказалась слишком большой для предназначавшегося для нее простенка над камином, то по распоряжению невежественного чиновника ее обрезали со всех четырех сторон, нарушив композиционную логику. Существует копия полной картины, выполненной Герритом-Лунденсом во второй половине сороковых годов, т.е. еще при жизни Рембрандта, она находится в Лондоне. Свое неправильное название – «Ночной дозор» - картина получила в 1808 году, когда в связи с приездом в Амстердам новоиспеченного голландского короля Людовика Бонапарта некоторые картины, в том числе групповой портрет стрелков под командованием капитана Кока, из ратуши переезжает в другое место. К этому времени картина Рембрандта полностью потемнела. Так, копоть от камина превратила выступление стрелков в ночной дозор. Но действие картины происходит не ночью, а при солнечном освещении. В качестве сценической площадки Рембрандт выбрал мрачный двор и осветил его сверху снопом ярких дневных лучей. Конечно, манера письма художника тоже способствовала заблуждению относительно времени суток на картине. Рембрандт никогда не трактовал освещение иначе, чем через полутьму, игра света и тени – обычная форма его поэзии, средство драматического выражения. Именно при помощи тьмы он создает обыкновенный дневной свет. Свет является самым главным средством для достижения особой эмоциональной атмосферы картины. Именно с его помощью мастер создает впечатление суматохи, разнобоя, движения, напряженных контрастов и вместе с тем единого, охватившего всю эту многоликую толпу героического порыва. С одной стороны, большая часть пространства картины погружена в темноту. В этом ее особая романтическая приподнятость, но отсюда же и неправильное название. Из этой коричневой темноты неожиданный удар света выхватывает то часть фигуры, то лицо, то предмет. Свет создает взволнованное звучание. Торжественное величие и оптимизм картины напоминает о том, что она была создана в стране, недавно пережившей революцию и победоносную национально-освободительную войну. Восприятие жизни как героической эпопеи и выразил Рембрандт в групповом портрете амстердамских зажиточных горожан, объединившихся в стрелковую корпорацию больше для забавы, чем для пользы. Широкое признание картина получила лишь во второй половине XIX века. Ее высоко оценили Крамской и Репин, Герцен отмечал близость Рембрандта к Шекспиру. У русских художников по существу не было разногласий в оценке творчества Рембрандта. Идеолог передвижничества, художественный и музыкальный критик В.В. Стасов называл его «великим родоначальником нового европейского искусства», а идеолог враждебного передвижникам течения «Мир искусства» живописец А.Н. Бенуа считал творчество Рембрандта «чудом в истории человечества». Проведенная в 1946-1947 годах реставрация картины выявила вновь, если не полностью, то в значительной мере, первоначальный красочный облик «Ночного дозора», богатство и смелость его колорита, показала, что общий тон картины более холодный, чем он казался до реставрации, что в ее колорите есть оттенки голубого, светло-желтого и серого цветов, которые потемневшим лаком были превращены в зеленые и коричнево-бурые. Такова история одной картины великого Рембрандта, картины, «не угодившей» богатому бюргерству и потому пропавшей из вида на долгие годы, картины, получившей неверное название, но навсегда вошедшая с ним в сокровищницу мирового искусства.

Кирсанова Анна

 
ЗАБЛУЖДЕНИЯ
 

1.

Заголовок: Папа может?

08.12.2015

 

2.

Человеческие цифры

09.11.2015

 

3.

Главное – единство. В победе и поражении

12.04.2011

 

4.

Кофейные мифы

17.04.2009

5.

«Ночной дозор» при свете дня

14.04.2009

 
 
 
 
 
 
 
  © 2006-2007 www.umniki.ru
Редакция интернет-проекта "Умницы и умники"
E-mail: edit.staff@yandex.ru
Использование текстов без согласования с редакцией запрещено

Дизайн и поддержка: Smart Solutions


 
Rambler's Top100