Поиск по сайтуВход для пользователей
Расширенный поискРегистрация   |   Забыли пароль?
Зачем регистрироваться?
ТелепередачаAlma-materКлубКонкурсыФорумFAQ
www.umniki.ru / /
  
  
 

01:00 1 Января 1970 -

  Читать далее

 

ПРИБИВАЛ ЛИ МАРТИН ЛЮТЕР СВОИ ТЕЗИСЫ К ЦЕРКОВНЫМ ВРАТАМ?
 

Факт из школьных учебников, согласно которому 31 октября 1517 года Мартин Лютер прибил к дверям церкви княжеского замка в Виттенберге свои знаменитые 95 тезисов против индульгенций, – один из самых ярких штрихов в истории Реформации, - по мнению некоторых специалистов, совсем даже не факт, а вымысел.
Дело в том, что ни сам Лютер, ни большинство знавших его современников ничего не говорят об этом событии. Ученик великого реформатора Агрикола писал, что «Лютер предложил к обсуждению по старинному университетскому обычаю <…> несколько тезисов, но сделал это скромно, не желая кого-либо обвинить или очернить». Впервые о том, что Лютер прибил тезисы к дверям церкви (что само по себе было обычной для того времени формой вызова на публичный диспут), написал соратник Лютера, реформатор Филипп Меланхтон в предисловии ко второму тому сочинений Лютера (1546 год). Там говорится и об издании тезисов, и о публичной акции прибивания их к дверям церкви.

Как считают многие историки, в частности немец Герхард Праузе, Лютер написал свои тезисы от руки и передал их архиепископу Майнскому и епископу Бранденбургскому, желая первоначально получить ответ епископов и не стремясь к публичному обсуждению проблемы. Как уверяет тот же Праузе, законопослушный Лютер распространял свои тексты вполне стандартными методами и просто не мог решиться на порчу церковного имущества (?? – авт.). Таким образом, вопрос о том, имел ли место факт публичного вывешивания Лютером своих тезисов, до сих пор остается открытым. Как сторонники, так и противники данного утверждения обладают целым арсеналом доказательств, которые, однако, не позволяют решить вопрос в пользу той или другой стороны. Серьезным аргументом «за» является тот факт, что никто из современников не пытался опровергнуть Меланхтона. Не менее важным возражением «против» является то, что сам Лютер прямо не говорил, имел ли место данный факт, а лишь ограничивался признанием того, что он публично пригласил всех на диспут. Как бы там ни было, тезисы Лютера сразу были переведены на немецкий язык (так как, естественно, были написаны на латыни) и очень быстро распространились в большинстве германских княжеств, положив начало Реформации – феномену, ознаменовавшему собой наступление Нового Времени.


Сергей ВЕРЕЙКИН
Владимир ЛЕГОЙДА


Интересу ющимся рекомендуем почитать следующие книги:
<1> В.Кремер, Г.Тренклер. Лексикон популярных заблуждений. М., 1997
<2> Д.С.Мережковский. Реформаторы . Лютер, Кальвин, Паскаль. Томск, 1999 (есть другие издания).
<3> Ф.В.Кантцебах. Мартин Лютер. Ростов-на-Дону, 1998.
<4> Мартин Лютер. Избранные произведения. СПб, 1994.

Пожалуйста, оцените этот материал:


 
 
 
 
 
 
 
 
  © 2006-2007 www.umniki.ru
Редакция интернет-проекта "Умницы и умники"
E-mail: edit.staff@yandex.ru
Использование текстов без согласования с редакцией запрещено

Дизайн и поддержка: Smart Solutions


  Rambler's Top100