Поиск по сайтуВход для пользователей
Расширенный поискРегистрация   |   Забыли пароль?
Зачем регистрироваться?
ТелепередачаAlma-materКлубКонкурсыФорумFAQ
www.umniki.ru / /
  
  
 

01:00 1 Января 1970 -

  Читать далее

 

Выпуск 31
 

СКАЗКИ НАШЕГО ВРЕМЕНИ
Взрослые любят сказки. Наверняка вы замечали, как какой-нибудь родитель с упоением читает вслух своему чаду братьев Гримм. С другой стороны, читать сказки, а тем более, смотреть сказочное кино для собственного удовольствия взрослому человеку, говоря современным языком, стремно. Несолидно как-то. Если под какие-то детские произведения родителям удалось подвести «научную» основу и умело найти в них «взрослый» подтекст («Алиса», «Винни-Пух»), то другие сказки все равно остаются для большинства несолидно-детскими. Но на помощь пришло «фэнтези».
Успех экранизации «Властелина колец» и «Гарри Поттера»заставляет нас вспомнить о некоторых образцах киносказок/кинофэнтези, которые стали популярными среди взрослых за последние двадцать лет.
Начнем с фильма, который в конце 80-х с невероятным успехом прошел по советским кинотеатрам. «Бесконечная история» (Die Unendliche Geschichte/The NeverEnding Story, 1984) режиссера Вольфганга Петерсена стала суперхитом среди мальчишек и девчонок, а также их родителей. Приведу собственный пример: сперва я сходил на этот фильм сам, потом привел маму, потом мама с папой сходили на него уже без меня. Сюжет фильма (для тех, кто не знает) прост: мальчик читает книгу, в которой рассказывается о стране Фантазия, о зловещей Пустоте, поглощающей волшебные земли, о разнообразных сказочных созданиях. В процессе чтения мальчик оказывается вовлеченным в историю Фантазии и принимает самое активное участие в ее спасении. Гимн эскапизма в чистом виде. Очень добрый, хотя временами и печальный фильм, который с одинаковым интересом смотрели и дети, и взрослые.
На этом фоне «Легенда»(Legend, 1985) режиссера Ридли Скотта смотрелась почти как фильм ужасов – мрачнейшая история борьбы группы сказочных существ с Лордом Тьмы. Многим из тех, кто смотрел этот фильм на пиратских видеокассетах пятнадцать лет назад, картина (в целом очень талантливо придуманная) не понравилась уж слишком мрачным сюжетом и визуальным рядом и отсутствием того светлого очарования, которое отличало «Бесконечную историю»
В последующие годы на головы кинозрителей обрушились толпы мускулистых красавцев, мужеподобных девиц с мечами, нелепых существ и чудовищных по своей дешевизне спецэффектов. Какое-то время кинофэнтези было представлено только огромным количеством клонов Конана-варвара из фильмов категории «Ы».
На этом фоне глотком свежего воздуха оказался вышедший в конце девяностых «Мерлин» (Merlin, 1998), поставленная Стивом Бэрроном. Пусть это телевизионный, а потому несколько затянутый фильм, но прекрасные актеры – Сэм Нил, Изабелла Росселини, Мартин Шорт и многие другие -, неплохая режиссура и классический сюжет представляют собой достаточный повод, чтобы посмотреть картину. Кстати о сюжете: авторы попытались по-новому осветить историю рыцарей Круглого стола, показав наступление христианства на язычество. Конечно, на выходе оказалась просто добротная киносказка, но в наше нелегкое время профессионализм в кино тоже многое значит. Компания «Hallmark», под крылышком которой был снят «Мерлин», вообще в последние годы сделала ставку на минисериалы по классическим сюжетам, вспомним, хотя бы фильм А.Кончаловского «Одиссей» (The Odissey, 1997).
Наконец, в последние годы до фэнтези добрался постмодернизм. «Осовремененный» взгляд на сказочные сюжеты привел к весьма неплохим результатам. «Десятое королевство» (The 10th Kingdom, 2000), снятое той же «Hallmark», - ироничная история современных американцев, попавших в сказочный мир. Несмотря на обилие классических персонажей из произведений братьев Гримм, Шарля Перро и прочих, фильм оказался адресован, в первую очередь, взрослым из-за стиля шуток (пример – говорящие грибы, напевающие песню «A Whiter Shade Of Pale»), хотя дети этих самых взрослых смотрели картину с неменьшим интересом.
Конечно, говоря о «современном» взгляде на сказку, невозможно упустить хит прошлого года «Шрек» (Shrek, 2001). Уникальный успех этого мультфильма, созданного с помощью компьютерной графики связан, прежде всего с юмором его создателей, делающим честь любому комедиографу. На «Шрека» толпами валил и стар, и млад – значит, взрослым все еще нужна сказка. Пусть даже и осовремененная.






Сергей ВЕРЕЙКИН

 
 
 
 
 
 
 
 
  © 2006-2007 www.umniki.ru
Редакция интернет-проекта "Умницы и умники"
E-mail: edit.staff@yandex.ru
Использование текстов без согласования с редакцией запрещено

Дизайн и поддержка: Smart Solutions


  Rambler's Top100