Поиск по сайтуВход для пользователей
Расширенный поискРегистрация   |   Забыли пароль?
Зачем регистрироваться?
ТелепередачаAlma-materКлубКонкурсыФорумFAQ
www.umniki.ru / Журнал / Кино-театр /
  
  
 

02:09 7 Декабря 2017 - clblalackvirgi

Billiga Tiffany & co smycken tiffany smycken [b][url=http://www.tiffanyandcoring

  Читать далее

 
КИНО-ТЕАТР
ИСТОРИЯ КИНО: РАННИЕ ГОДЫ
 


То, что кино – искусство, никому доказывать не приходится. Но искусство это уникально тем, что оно неразрывно связано с наукой и техникой. Как справедливо заметил кто-то, можно, очевидно, написать историю литературы, основываясь исключительно на произведениях и биографиях авторов, без рассказа о методике книгопечатания. Но едва ли можно написать историю кино, не сказав ни слова о технологии кинематографа. Не понимая этой технологии и истории ее становления, нельзя в полной мере понять кино как искусство. А без понимания кинематографа в целом невозможно по-настоящему оценить конкретный фильм. Мы предлагаем вниманию читателей серию очерков об истории мирового кино, в которых будет идти речь не только о художниках, но и об ученых и инженерах, изобретения которых сделали кино таким, каким мы его знаем.


НАЧАЛО КИНЕМАТОГРАФА
История кино не началась с "большого взрыва". Нельзя определить какое-то одно событие, которое можно считать стартом кинематографа, – будь то изобретение Эдисоном Кинематоскопа в 1891 году или первые публичные сеансы братьев Люмьер в 1895-м. Начало кино – это цепь людей и событий с момента первых экспериментов по демонстрации изображения в конце XVIII века, включающая в себя не только создание аппарата, ставшего родоначальником кинопроекторов, но также и разработку устройств, бывших предшественниками телевидения. На самом деле эксперименты по передаче изображения с помощью аппарата, напоминающего современный телевизор, начались одновременно с киноизобретениями: в 1880 году были опубликованы первые работы в этой области, принадлежавшие перу Адриано де Пайва, а уже в 1909 году Жорж Риньо осуществил первую трансляцию.

При этом более ранние способы передачи движущегося изображения еще долго продолжали существовать параллельно с кинематографом вплоть до начала XX века, пока кино утверждалось в сознании масс как новое СМИ. "Волшебные фонари", в которых демонстрировались "движущиеся слайды", пользовались популярностью наряду с "настоящими" киносеансами.

Что всегда отличало кинематограф от его собратьев – телевидения и "волшебного фонаря" – так это основополагающий принцип: демонстрация ряда фотоизображений, которая благодаря большой скорости создает иллюзию движения. Кроме того, кино с самого начала предназначалось для показа большой аудитории.


ПЛЕНК А
В основе публичной демонстрации движущихся образов на экране – того, что мы называем "кино", – лежит ряд фотографических изображений, отпечатанных на гибкой двусторонней целлулоидной основе в виде полосок шириной 35 мм. Этот материал – "кинопленка" – был создан Генри Райхенбахом в 1865 году. Основные компоненты кинопленки сохранились неизменными и в наше время – прозрачная основа, тонкий слой из желатина и светочувствительная эмульсия, из-за которой пленка с одной стороны выглядит матовой. Эмульсия представляет собой смесь солей серебра и желатина. Для того, чтобы удержать эмульсию на основе, и требуется слой липкого желатина. Основу для большинства пленок, произведенных до 1951 года, составлял нитрат целлюлозы – легко воспламеняющееся вещество. Со временем нитрат заменили ацетатом целлюлозы, а также полиэстером. Однако еще в начале XX века кинематографисты много экспериментировали, пытаясь создать т.н. "безопасную пленку", которая бы не боялась тепла.

Камматограф(1900) - альтернатива целлулоидной пленкеЧерно-белый негатив, использовавшийся до середины 20-х годов, был ортохроматическим. Такая пленка была чувствительна к ультрафиолетовому, фиолетовому и голубому свету, но менее чувствительна к зеленому и желтому. Красный свет вообще не оказывал воздействия на эмульсию пленки. Из-за этого часть изображения превращалась просто в темные пятна. Пионерам кинематографа приходилось постоянно проверять освещение и соотношение цветов на съемочной площадке. От некоторых цветов пришлось отказаться вовсе. Актрисы не могли пользоваться красной помадой, декорации рисовались с помощью различных оттенков серого цвета. Наконец, в 1921 году компанией Eastman Kodak была разработана панхроматическая эмульсия, позволявшая работать с более широким цветовым спектром. Однако эта эмульсия была в целом менее чувствительной, чем ортохроматическая, что заставило кинематографистов создавать новые дополнительные устройства освещения съемочной площадки.

Впрочем, вначале целлулоид был не единственным материалом, использовавшимся для демонстрации "движущихся картин". Альтернативой кинопроектору был, например, мутоскоп. Он представлял собой цилиндр, с прикрепленными к нему сотнями бумажных прямоугольников шириной около 70 мм. На эти прямоугольники были нанесены фотоизображения. При вращении цилиндра создавалась иллюзия движущейся фотографии.

Были попытки использовать стекло, например, в камматографе. Это был диск диаметром 30 см, на котором по спирали располагалось около 600 фотоизображений. Другими изобретателями были разработаны металлические носители, изображение с которых проецировалось с помощью зеркал, а также специальная пленка с объемным изображением для слепых.


ФОРМАТ
Пленка шириной в 35 мм была впервые использована Томасом Эдисоном для кинетоскопа – устройства, позволявшего зрителю (одному зрителю!) смотреть короткие кинофрагменты. Изобретение американца пользовалось таким успехом, что другие создатели проекционных машин приняли эту ширину в качестве стандарта (не без лоббирования со стороны компании Eastman Kodak, которая производила фотопленку шириной 70 мм, так что ее можно было просто разрезать вдоль и использовать в кино). Из-за особенностей конструкции кинетоскопа на пленке появилась известная ныне всем перфорация по бокам кадров. Впрочем, были попытки создать другие стандарты. Например, братья Люмьер использовали пленку, перфорированную лишь с одной стороны. Но именно метод Эдисона был принят большинством кинематографистов и дошел до наших дней.

Тем не менее, эксперименты с пленкой различной ширины продолжались много десятилетий, вплоть до современности. До нас дошли образцы фильмов, снятых на 60- и 70-миллиметровой пленке. Однако создатели этих картин испытывали большие трудности с проекцией образов на экран.

Многие кинематографисты экспериментировали в иной области: они задались целью миниатюризировать кинооборудование, сделав его доступным непрофессионалам.
В 1900 году французская компания Gaumont выпустила первую портативную кинокамеру с пленкой шириной 15 мм. Через пару лет в Великобритании появился аппарат биокам, который совмещал в себе функции камеры, печатной машины и проектора (подобный принцип был и у машины братьев Люмьер). Но стандартом для любительской съемки (вплоть до наших дней) стала пленка 16 мм, разработанная Eastman Kodak в начале 20-х годов.
Кадр из неизвестного фильма Филотео Альберини (1911), снятый на необычной 70-мм пленке.

ЦВЕТ
Уже в конце XIX века некоторые фильмы стали вручную раскрашивать специальными кисточками. Такую технику использовал, в частности, великий французский режиссер Жорж Мелье, благодаря чему многие его картины похожи на ожившие средневековые миниатюры. Но ручная раскраска кадров была делом чрезвычайно кропотливым и сложным. В 1906 году был разработан метод механической раскраски пленки, который позволял добиться шести различных оттенков цвета. Более популярным и гораздо менее дорогостоящим методом было тонирование отдельных кадров для придания действию большего драматического эффекта.

Первый "настоящий" цветной фильм был снят Джорджем Смитом в 1906 году. Режиссер при съемке поместил перед камерой прозрачный диск, разделенный на два сектора – красный и сине-зеленый. Перед проектором был установлен такой же цветофильтр. При проекции со скоростью 32 кадра в секунду два главных цвета "слились". В результате общий кадр получился цветным, хотя различия в оттенках отдельных деталей изображения были минимальными. Эта техника получила большую популярность у кинолюбителей перед Первой мировой войной.

Позже, уже во время войны, компанией Eastman Kodak была разработана эмульсия, чувствительная к цвету, что дало толчок к развитию цветного кино, каким мы его знаем теперь. Однако факт остается фактом: в эпоху "немого" кино обычных черно-белых фильмов снималось гораздо меньше, чем картин, обработанных каким-то из вышеперечисленных способов. Простое черно-белое кино снимали либо небольшие компании, либо производители комедийных короткометражек, такие как Мак Сеннет, Чарли Чаплин и Бастер Китон.
Первые эксперименты по мультиэкранному изображению (экран в экране). Документальный фильм о Венеции (1912).

ЗВУК
Само выражение "немое кино" не совсем корректно. Большинство фильмов, снятых до эпохи звукового кино, вовсе не были немыми. Уже самые первые киносеансы сопровождались комментариями специальных лекторов, объяснявших аудитории смысл происходящего на экране. Во многих странах эта практика сохранялась еще долгое время. Так, в Японии появилось целое искусство "бенси": специальные актеры "озвучивали" фильм во время сеанса.

Одновременно с речевым появилось и музыкальное сопровождение кино. Изначально это были импровизации на пианино, затем – специально подобранные произведения из современного популярного репертуара, затем – музыка, сочиненная специально для данного фильма. В крупных кинозалах сеансы шли в сопровождении больших оркестров, хора, оперных певцов. Небольшие кинотеатры довольствовались небольшими музыкальными коллективами или просто таперами. Главной задачей было разучить достаточное количество популярных мелодий и музыкальных тем, чтобы иметь возможность проиллюстрировать любой эпизод картины. Со временем большую популярность получили механические пианино и органы, которые "программировались" перед сеансом. Зачастую музыка сопровождалась и шумовыми эффектами, иллюстрировавшими происходящее на экране. В крупнейшем кинотеатре того времени, парижском Gaumont Hippodrome, была установлена специальная машина для воспроизведения шумов.

Впрочем, с самого начала кинематографисты пытались добиться большего. Эдисон разработал систему синхронизации изображения своего кинетоскопа и изобретенного им же фонографа. Фирма Pathe пыталась синхронизировать фильмы с записями на граммофонных пластинках. Но проблемой всех этих устройств была их небольшая мощность, из-за чего звук был тихим и непригодным для публичных демонстраций.
Альтернативой синхронизации звука и изображения был метод записи звуковой дорожки непосредственно на пленку. Соответствующее устройство было запатентовано еще в 1906 году. Но дальнейшие разработки в этой области осуществлялись уже после Первой мировой войны. Одновременно с развитием звуозаписывающей и ретранслирующей технологий была решена проблема усиления звука для больших залов.

В 1926 году студия Warner Bros. выпустила фильм "Дон Жуан", звуки и музыка для которого были записаны на особый диск. Но первой полностью звуковой картиной был "Певец джаза" с Элом Джонсоном в главной роли. Впрочем, очень скоро от метода сохранения звука на диске отказались в пользу другой технологии, позволявшей записать звуковую дорожку непосредственно на пленку с фильмом.


РАСПРОС ТРАНЕНИЕ
Никто не знает, сколько всего кинофильмов было создано в эпоху "немого" кино. По приблизительным подсчетам – около 150 000. Из них сохранилось приблизительно 25 000 картин. И это при том что большинство фильмов выпускалось тиражом в несколько десятков, а то и сотен экземпляров. Крупнейший дистрибутор тех лет датская компания Nordisk делала до 250 копий своих картин для мирового проката. В то же время существовало множество маленьких киностудий, выпускавших киноленты в 1-2 экземплярах.

Поскольку с самого начала кино стало прибыльным бизнесом, причем в международном масштабе, фильмы импортировались и экспортировались. Зачастую это были разные версии одного и того же фильма. Иногда кино снимали одновременно на две камеры, получая два одинаковых негатива. Титры снимались на двух разных языках, а затем передавались двум разным дистрибуторам для распространения в двух разных странах. Иногда для картины снималось другое окончание, специально для какой-нибудь страны. Так, в восточно-европейских странах небывалую популярность получил "русский" вариант финала – трагический, душераздирающий, противопоставляемый "хэппи-энду", свойственному американским картинам. Кроме того, многие картины распространялись в двух версиях – цветной для крупных кинозалов и черно-белой для небольших кинотеатров.

Причина, по которой до нас дошла лишь небольшая часть "немых" картин, кроется в свойствах пленки. Как мы уже упоминали, нитрат целлюлозы – легко воспламеняющийся материал. Кроме того, он подвержен быстрому распаду. Пленка на основе нитрата начинает разлагаться с момента своего производства, практически независимо от условий хранения. В итоге во всем мире, по официальным данным, насчитывается около 30 000 копий "немых" кинолент, однако до сих пор неизвестно, сколько из них являются копиями одной и той же картины.

Современный зритель не в состоянии в полной мере получить впечатление от фильмов той эпохи. Ведь чтобы оценить тот или иной фильм, нужно знать его зачастую совершенно уникальную историю, нужно суметь погрузиться в атмосферу тех лет. Другие условия показа картины, другая пленка, другая музыка, отсутствие живого шоу, почти всегда сопровождавшего киносеансы в начале XX века, не дают нам возможности оценить воздействие, которое эти фильмы оказывали на аудиторию прежде.

Сергей ВЕРЕЙКИН


Пожалуйста, оцените этот материал:

 
КИНО-ТЕАТР
 

1.

raxiP

04.06.2011

 

2.

Noir fatale

19.04.2011

 

3.

Феномен Федерико Феллини

05.04.2011

 

4.

Четыре ипостаси театральной постановки

05.04.2011

 

5.

Нарисованная реальность

29.03.2011

 
 
 
 
 
 
 
  © 2006-2007 www.umniki.ru
Редакция интернет-проекта "Умницы и умники"
E-mail: edit.staff@yandex.ru
Использование текстов без согласования с редакцией запрещено

Дизайн и поддержка: Smart Solutions


 
Rambler's Top100