Поиск по сайтуВход для пользователей
Расширенный поискРегистрация   |   Забыли пароль?
Зачем регистрироваться?
ТелепередачаAlma-materКлубКонкурсыФорумFAQ
www.umniki.ru / /
  
  
 

01:00 1 Января 1970 -

  Читать далее

 

ПЕРВЫЙ ПРОРЕКТОР МФТИ КОНДРАНИН Т.В.:"САМЫЙ КОНКУРЕНТОСПОСОБНЫЙ ВУЗ".
 САМЫЙ КОНКУРЕНТОСПОСОБНЫЙ ВУЗ
Интервью с первым проректором МФТИ доктором физико-математических наук, профессором КОНДРАНИНЫМ Тимофеем Владимировичем.


Тимофей Владимирович, что имеют в виду, когда говорят об уникальной «системе Физтеха»?
МФТИ - это вуз нового типа. Он был уникальным с момента создания и остается таковым по сей день. Главное отличие МФТИ от других вузов физико-технического профиля - это его система, известная как «система Физтеха». Она базируется на "трех китах": заочной физико-технической школе (ЗФТШ), особой системе вступительных испытаний и уникальной системе подготовки молодых специалистов, как в институте, так и на базовых кафедрах. Такие кафедры функционируют в институтах РАН, государственных научных центрах, а также на других, в том числе и негосударственных, предприятиях, успешно работающих на современном рынке наукоемких технологий.

В чем суть каждой из этих составляющих?
Остановимся сначала на ЗФТШ и роли довузовской подготовки в нашей системе в целом. Основным назначением ЗФТШ является направленная подготовка школьников. Она не подразумевает под собой ни подготовительных курсов, ни каких-то репетиторских занятий. Это систематическая работа, главным образом по переписке, которую проводят преподаватели и студенты МФТИ с более чем двадцатью тысячами школьников по всей России. Обучение в ЗФТШ бесплатное. Главная задача - помочь способным ребятам получить адекватный их возможностям уровень подготовки по двум дисциплинам - математике и физике. Особенно это важно для учеников школ на периферии. Ведь не секрет, что уровень местного преподавания часто отстает от уровня, требуемого на вступительных экзаменах в ведущих вузах. В ЗФТШ мы предлагаем программу углубленного изучения математики и физики, которая может осуществляться параллельно со школьной программой.

Кто может учиться в ЗФТШ?
В ЗФТШ поступают учащиеся 8-11-х классов, успешно сдавшие вступительные экзамены в марте. Занятия начинаются с сентября. Периодически, примерно 6 раз в год, мы высылаем школьникам задания с контрольными вопросами и методическими разработками. Ребята выполняют задания и отсылают нам. Мы проверяем эти работы и каждому школьнику высылаем ответ с комментариями. Причем это не просто оценка работы - это подробный ее анализ, содержащий практические рекомендации. В реализации этого проекта задействованы и профессора МФТИ, и студенты. Все это осуществляется в основном на общественных началах. Важно, что в последнее время мы начинаем практику использования сетевых технологий.

Сколько лет действует такая система подготовки школьников?
ЗФТШ существует уже более 30 лет и за это время зарекомендовала себя как важнейшая неотъемлемая составляющая «cистемы Физтеха». Она позволяет школьнику пройти все разделы школьной математики и физики на более серьезном, чем в школе, теоретическом уровне. Если школьник поступил в ЗФТШ в 8-м классе, то обучение продолжается 4 года. И что особенно важно - в процессе обучения в ЗФТШ школьники решают огромное число задач, что является залогом действительно глубокого понимания предмета. В конечном счете, эта система помогает талантливым ребятам самореализоваться, что не всегда возможно в рамках школьной программы.

На сайте МФТИ есть информация об олимпиадах по физике и математике, которые организует институт. Что это за олимпиады?
Это еще один важнейший элемент довузовской подготовки. Профессора, преподаватели, студенты и аспиранты МФТИ принимают самое активное участие в организации и проведении олимпиад различного уровня: международных, всероссийских, зональных, местных и т. д. В частности, МФТИ является базовым вузом для подготовки российской сборной команды школьников по физике для участия в международных олимпиадах. Также существенна роль наших преподавателей в подготовке российских команд по математике. Огромное внимание институт уделяет российским олимпиадам - очным и заочным. Они проводятся ежегодно на протяжении более чем тридцати лет. За это время в олимпиадах приняло участие свыше четверти миллиона школьников. Каждый второй первокурсник МФТИ последних 20 лет – победитель таких олимпиад.

Проводите ли вы региональные олимпиады?
Безусловно, и им уделяется особое внимание. Так называемые выездные олимпиады проводятся на местном уровне практически по всей стране. В основном - силами наших студентов. Например, ребята едут домой на зимние каникулы и берут с собой пакет с олимпиадными заданиями. Проведение таких олимпиад заранее согласовывается с местными администрациями и органами образования. Поддержку такой инициативы со стороны местных властей мы находим практически всегда. В состав жюри всегда входят местные учителя. В основу олимпиадной деятельности заложены два основных принципа: массовость и высокий уровень. Массовость предполагает, что олимпиады должны быть доступны для обычных школьников. Но и второй принцип диктует свое: необходимо, чтобы задания (или, по крайней мере, их существенная часть) были необычными, нестандартными по постановке и по методам решения. Понятно, что это требует специальной дополнительной подготовки, что мы и стараемся делать с использованием различных форм.

Помимо олимпиад, есть ли в МФТИ другие формы работы со школьниками?
Конечно. Например, ежегодно во второй половине июня мы проводим «Курсы повышения квалификации учителей школ по физике и математике». Читают эти курсы наши профессора, крупнейшие в стране методисты, авторы известных учебников по физике и математике для школьников, пособий для учителей. Важную роль в работе со школьниками играет общероссийский журнал по физике и математике «Квант». В его редколлегии и в числе постоянных авторов очень много преподавателей кафедр физики и математики МФТИ. В последние годы под эгидой Минобразования в дни весенних каникул МФТИ проводит всероссийскую научно-техническую конференцию школьников «Старт в науку». В 2001 году на эту конференцию приехало около 500 школьников и около 50 учителей из различных регионов России. Школьники, которые были удостоены звания лауреата конференции (первое место), получили право на поступление в МФТИ без сдачи одного из экзаменов (физика или математика) в зависимости от решения экспертного жюри конференции «Старт в науку».

Каков процент выпускников ЗФТШ, поступивших в МФТИ?
Ежегодно ЗФТШ заканчивает примерно около трех тысяч человек. Конечно, не все они поступают в Физтех: многие подают документы в региональные вузы, но и там наша подготовка приходится очень кстати. В МФТИ выпускники школ ежегодно подают 3,5 - 4 тысячи заявлений, плановый прием у нас - 700 человек. Из числа поступивших в МФТИ абитуриентов 60-70% составляют ребята, обучавшиеся в ЗФТШ. Мы называем их нашими абитуриентами. Они уже знают, что такое МФТИ, знают, куда они идут, что их ждет. Они, так сказать, профессионально ориентированы.

Каков процент москвичей в числе поступивших?
Как правило, не более 15%. В основном, к нам поступают ребята из регионов. В былые времена, принимая во внимание высокие цены на билеты, мы даже организовывали выездные приемные комиссии на Дальний Восток, в Сибирь: не гора Магомету, а Магомет к горе. Таким образом, ребята из глубинки тоже получали возможность пробовать свои силы. Успешно выдержавшие экзамены зачислялись в институт прямо на местах. В настоящее время мы сохранили практику выездных приемных комиссий, хотя, к сожалению, российский географический ареал стал уже: в основном это города европейской территории России и Уральский регион. Зато мы более активно укрепляем межгосударственные связи. В частности, уже более 15 лет МФТИ проводит целевые наборы в г. Киеве на базе Национальной академии наук Украины. Начиная с 1999 года такие наборы проводятся в г. Минске в интересах Национальной академии наук Беларуси.

В чем особенность вступительных экзаменов в МФТИ?
Они проходят в два этапа. Сначала все абитуриенты сдают письменные экзамены по математике и физике. Причем задания одинаковы для всех факультетов. По формальным требованиям экзамен по математике примерно соответствует экзаменам в других ведущих физико-математических вузах. Но главная его особенность состоит в том, что наряду с формальными знаниями и необходимыми навыками в рамках школьной программы школьник должен продемонстрировать умение нестандартно размышлять и применять нестандартные методы решения. Вот здесь-то и необходима та «школа», которую многие абитуриенты прошли в ЗФТШ. Примерно такая же ситуация с экзаменом по физике. Хотя есть особенности, связанные с тем, что в отличие от математики (хотя и здесь не все хорошо) в большинстве даже московских школ (в регионах, особенно в провинциальных городах, поселках и т.д., ситуация намного хуже) при изучении физики решению задач уделяется мало внимания. Вторая особенность экзамена по физике в том, что в отличие от многих вузов мы даем пять полноценных задач на все разделы физики, изучаемые в рамках школьной программы. Но задачи эти не только и не столько на знание теории, а, как и в случае с математикой, и даже в большей степени, рассчитаны на умение нестандартно применять хорошо известные физические законы, умение взглянуть на известное физическое явление с необычной стороны, выделить качественные его особенности, сделать грамотные оценки.
Далее нужно сказать, что на наших вступительных экзаменах общепринятая в других вузах балльная система действует с некоторыми существенными особенностями: получить хорошие оценки за письменные экзамены - это еще не полная гарантия успеха. Не менее важным является второй этап вступительных испытаний - собеседование. Оно проводится по факультетам на специальных комиссиях, в состав которых наряду с руководством факультета, преподавателями математики и физики входят заведующие выпускающими (базовыми) кафедрами, на которых студенты Физтеха, начиная с 3-го курса, будут проходить специализированную подготовку и заниматься конкретной научно-исследовательской работой. Это ведущие в различных областях науки и техники ученые страны, члены Российской академии наук, профессора базовых кафедр. Общее число членов комиссии 20 – 25 человек. Именно эта комиссия в результате очного собеседования с абитуриентом решает, кого принять в число студентов, а кого - нет. Такая система очень эффективна, поскольку эта комиссия рассматривает каждый случай отдельно. Здесь баллы, полученные за письменные экзамены, играют важную, но не всегда определяющую роль, так как помимо результатов экзаменов учитываются другие достижения абитуриента: участие в олимпиадах, кружках, конференциях школьников, спортивные и творческие достижения и т.п. Комиссия может отдать предпочтение не отличнику, а абитуриенту, получившему, скажем, две четверки, если он имеет более серьезный фундамент помимо чисто школьных учебных успехов, лучше сумеет обосновать, почему он избрал для себя данную специальность и чем именно он хотел бы заниматься. Работа комиссий очень кропотлива, но она дает хорошие результаты: случайных людей на Физтехе практически нет.

А что касается непосредственно обучения в институте?
Обучение в МФТИ - это третий компонент «системы Физтеха». Продолжается оно 6 лет. Из них первые три года проходят особенно интенсивно. Студенты, выдержавшие проверку на прочность на вступительных экзаменах, попадают в новое горнило. Им предстоит сложнейшая программа обучения: за эти три года студенты проходят курс физики примерно такого же объема, как на физфаке МГУ. При этом на физфаке МГУ на математику отведено значительно меньше часов, чем у нас. По количеству часов на изучение математики Физтех лишь немногим уступает мехмату МГУ. Достичь такого результата можно только одним способом – очень интенсивными и напряженными занятиями. Поэтому пары у нас начинаются в 9 утра и заканчиваются в 6 - 8 вечера. При этом лекции составляют лишь около 10% занятий. Остальное время - это лабораторные работы по физике, другим дисциплинам, семинары с большим объемом решаемых задач, большой компьютерный практикум. В частности, каждый студент обязан выполнить более ста лабораторных работ по всем разделам физики - от самых простых опытов до сложнейших. Хотя это связано с большими расходами по содержанию и развитию учебно-лабораторной базы, мы настаиваем именно на такой практике.

Очевидно, это дает хорошие результаты?
Безусловно. За эти три года у студента формируется мышление, как правило, свободное от каких-либо догматических предпосылок. Выполнив напряженную программу первых трех лет - более ста экспериментов в физических лабораториях плюс задачи на все разделы физики и математики, имея широкий доступ в Internet, студент невероятно расширяет свой кругозор, формирует качественно новый уровень системного естественнонаучного мышления, которые являются необходимыми условиями для успешных последующих шагов в научной карьере. Теперь студент многое знает не только из книг, но и из личного опыта. Знаете, это осознание приобретения нового собственного качества, наверное, очень похоже на акт крещения - как будто узакониваешь себя в истинной вере и, в результате, приобщаешься к чему-то сверхъестественному. Но чтобы к этому прийти, нужно очень постараться в эти важнейшие три года. Таким образом, по окончании третьего курса у большинства наших студентов формируется особый «физтеховский» стиль естественнонаучного мышления: человек, подобно мягкой глине, становится материалом, хорошо подготовленным для дальнейшей продуктивной работы.

И как дальше идет работа над этим материалом?
Она продолжается на базовых кафедрах, где реализуется непосредственно профессиональная подготовка студента МФТИ в избранной области науки или современной техники. Базовые кафедры - это предприятия, институты РАН, ГНЦ, конструкторские бюро, фирмы, занимающиеся современными научными исследованиями, высокими технологиями и т.д. Это места, где непосредственно занимаются тем предметом, который студент избрал для себя в качестве специализации. Причем наши базовые институты находятся не только в Москве и Подмосковье, но и в Киеве, на Дальнем Востоке и т.д. По сути, возьмите любой ведущий российский естественнонаучный институт - и там обязательно есть наша базовая кафедра. Попав на базовую кафедру, студент буквально с первого дня вливается в работу научного коллектива. Мотивация к творчеству, к достижению конкретного научного результата определяется не «школярской» формальной ответственностью по принципу «сдам экзамен – не сдам экзамен», а ответственностью за успех (в том числе и финансовый) проекта, в котором студент был приглашен участвовать. При этом принципиальным является то, что в такой системе максимально эффективно используются интеллектуальные и материальные ресурсы института, лаборатории и т.п., к которым прикреплен студент практически на три года.

В чем особенность занятий на базовых кафедрах?
На основании приведенных цифр легко оценить, что в среднем на каждом курсе, начиная с 4-го, на одной базовой кафедре обучается не более 5-8 студентов. На 4-м курсе студенты проводят на базовой кафедре три дня в неделю. Один день - это лекции и семинары общие для этих 5 – 8 человек, а два дня - непосредственная научная деятельность под руководством, как правило, ведущего ученого, руководителя конкретного проекта. За свою научно-исследовательскую работу в каждом семестре студент должен отчитаться, а в зимнем семестре 6-го курса должен сдать государственный экзамен по специальности. На 5-м курсе студенты проводят на базовых кафедрах пять дней в неделю и лишь один день в институте. Этот день отводится для таких дисциплин, как философия, иностранные языки, физкультура, военная подготовка. А на завершающем году обучения (6-й курс) вся учебная неделя посвящена работе в лаборатории - подготовке и защите дипломной работы (магистерской диссертации). В конечном счете, на старших курсах фактическая и дисциплинарная ответственность смещена в область конкретной НИР. Можно быть отличником в институте, но если студент плохо работает на базовой кафедре, возникают серьезные проблемы. Те студенты, которые достигли успехов в НИР, рекомендуются для дальнейшего обучения в течение трех лет в аспирантуре МФТИ. Таким образом, для тех молодых людей, которые избирают научную карьеру, базовые кафедры МФТИ предоставляют реальную возможность делать это в соответствии с самыми высокими мерками мировой науки на систематической основе уже начиная с 4-го курса. Эффективность такой системы доказывается тем, что из 22 000 выпускников МФТИ за 55 лет существования (видите, какой Физтех компактный вуз) более 50 человек стали членами РАН, более 10 000 - докторами и кандидатами наук. Зачастую штаты многих ведущих российских научно-исследовательских организаций в значительной степени заполнены выпускниками МФТИ. Необходимо отметить, что уже в постсоветские годы многие выпускники МФТИ (можно говорить о нескольких сотнях) успешно зарекомендовали себя как топ-менеджеры различных производственных и технологических компаний, кредитных организаций и других коммерческих структур. Если вновь вспомнить, что МФТИ очень небольшой вуз, то налицо высокая эффективность и гибкость «системы Физтеха».

Насколько мне известно, кроме прочего, студенты МФТИ довольно хорошо владеют иностранными языками…
Это не случайно. На язык у нас отводится в два раза больше часов, чем в любом другом техническом вузе. Первые три года все студенты изучают английский - независимо от того, какой язык они учили в школе. В конце третьего курса все сдают заключительный экзамен по английскому языку. То есть, к этому времени все студенты достигают примерно одного (достаточно высокого) уровня в разговорном и особенно в техническом английском, независимо от того, с какими знаниями (или полным отсутствием таковых, если в школе изучался, например, немецкий) студент пришел в институт. Этот уровень довольно высок, и это очень важно, потому что английский - рабочий язык всех научных конференций, язык, на котором общается весь мир, и ученые в том числе. В последние годы в связи с революцией в информационных технологиях появилась новая мотивация изучения английского языка. Помимо этого, на четвертом и пятом курсах студенты по желанию могут выбрать другой язык, европейский либо восточный.

А как в МФТИ обстоит дело с другими гуманитарными дисциплинами?
У нас есть отдельный факультет гуманитарного образования, который состоит из нескольких кафедр: истории, обществоведения, культурологии, граждановедения (сюда включены социология, политология, психология…), философии, экономики и права. Т.е. формально в отношении гуманитарных дисциплин строго соблюдается государственный стандарт, установленный для вузов нашего профиля. Однако важно отметить другую - неформальную сторону. Поскольку физтехи не без оснований относят себя к цвету отечественной научно-технической интеллигенции, гуманитарные знания у нас всегда были востребованы. И это вполне объяснимо: с одной стороны, они дают компенсацию генеральной естественнонаучной направленности образования, с другой стороны, особенно в последние годы, возникла проблема получения дополнительного образования по современной экономике, юриспруденции, менеджменту и т.п. Для чтения соответствующих курсов мы стараемся приглашать ведущих специалистов нашей страны. И нам приятно, что среди ученых-гуманитариев считается престижным прочитать курс лекций в МФТИ. В последние годы мы усилили и обязательную программу: появились курсы по экономике и праву. Это требование, продиктованное временем: как я уже говорил, многим нашим выпускникам и студентам приходится работать и подрабатывать в фирмах, деятельность которых не связана с основными специализациями института. Поэтому знания и практические навыки по базовым дисциплинам в этой сфере очень важны.

Но ведь профессии юриста и экономиста очень далеки от основной направленности Физтеха.
На первый взгляд, да. Но если заглянуть глубже, то окажется, что для этих профессий важна в первую очередь системность мышления. И то, в какой степени ею владеют физтеховцы, удовлетворяет самым высоким требованиям. Так, например, при Высшей школе экономики уже несколько лет существует базовая кафедра МФТИ. По мнению специалистов ВШЭ, наши студенты прекрасно подготовлены. Специалисты из ВШЭ говорят примерно следующее: «Вы, главное, научите их думать, а экономистов потом мы из них сделаем. Главное - это "физтеховское" мышление».

Где еще, кроме научной деятельности, физтеховцы могут найти себе применение?
В совершенно разных областях. И я немного об этом уже говорил. На старших курсах студенты, как правило, сочетают учебу с работой. Это очень актуально, потому что даже двойная стипендия, которую получают наши студенты, не позволяет говорить о жизни «на широкую ногу». Поэтому на первых трех курсах ребята, что называется, выживают, как могут: в первую очередь за счет помощи родителей. На четвертом курсе уже появляется конкретная возможность работать и зарабатывать, в том числе и на базовой кафедре, как исполнителю конкретного проекта. Некоторые студенты находят способы подработать, не связанные с основной научной деятельностью. Основная сфера приложения, конечно, - computer science, программирование и т.п., но не менее успешно физтехи осваивают профессии юристов, финансистов, коммерческих директоров предприятий и т.д. Один из наглядных примеров - выпускник МФТИ Борис Борисович Надеждин (сейчас депутат Госдумы, фракция СПС) - главный юрисконсульт в команде политика Б.Е. Немцова.

Получается, что нет границ возможного?
Звучит, конечно, как штамп, но это действительно так. И дело здесь не в чудесах, а в наших студентах и той системе, о которой я и попытался вам рассказать. Эта система, во-первых, сделала толковых мальчиков и девочек (в последние годы наблюдается рост интереса последних к Физтеху) студентами МФТИ, и, во-вторых, как это было всегда на протяжении всей 55-летней славной истории МФТИ, обязательно сделает из них классных профессионалов, в которых очень нуждается Россия XXI века. Физтеховцы сочетают в себе жизненную закалку (они готовы ответственно взяться практически за любую задачу) умение мыслить системно (они быстро ориентируются и находят верный подход к проблеме), и умение расслабиться (они отличные спортсмены - в нашем студенческом городке хороший спорткомплекс, стадион и собственный бассейн). Ребята готовы ко всему. И жизнь это подтвердила: МФТИ – один из самых конкурентоспособных из всех российских вузов на отечественном и западном рынках.

Беседовала Алла МИТРОФАНОВА


 
 

1.

Время собирать кадры

25.06.2006

 

2.

МФТИ. КРАТКАЯ СПРАВКА.

10.05.2001

3.

ПЕРВЫЙ ПРОРЕКТОР МФТИ КОНДРАНИН Т.В.:"САМЫЙ КОНКУРЕНТОСПОСОБНЫЙ ВУЗ".

10.05.2001

 

4.

ВЫПУСКНИКИ О ФИЗТЕХЕ. ГЕОРГИЙ ГУРИЯ: "В ФИЗТЕХЕ УЧАТ УПИРАТЬСЯ!"

10.05.2001

 

5.

СТУДЕНТЫ О ФИЗТЕХЕ: РАХМАНИНОВ, ГЕОМЕТРИЯ И ДРУГИЕ…

10.05.2001

 
 
 
 
 
 
 
  © 2006-2007 www.umniki.ru
Редакция интернет-проекта "Умницы и умники"
E-mail: edit.staff@yandex.ru
Использование текстов без согласования с редакцией запрещено

Дизайн и поддержка: Smart Solutions


  Rambler's Top100