Поиск по сайтуВход для пользователей
Расширенный поискРегистрация   |   Забыли пароль?
Зачем регистрироваться?
ТелепередачаAlma-materКлубКонкурсыФорумFAQ
www.umniki.ru / /
  
  
 

01:00 1 Января 1970 -

  Читать далее

 

АЛЕКСАНДР БОВИН: «Я ДИЛЕТАНТ ШИРОКОЙ КВАЛИФИКАЦИИ»
 


Одни называют Александра Бовина мэтром российской журналистики, другие – даже не знают его имени. «Одни» - это в основном люди старших поколений, которые читали Бовина в «Известиях», видели на телеэкране, знают, что он был послом в Израиле. Ну, а другие – это мы, молодые. Хвалебные слова о Бовине-журналисте, его огромном авторитете мы слышим из уст все тех же старших. 10 ноября студентам факультета международной журналистики МГИМО представилась уникальная возможность пообщаться с Александром Бовиным. Он пришел на очередное заседание факультетского Клуба МЖ 9 ноября 2001 года.

- Александр Евгеньевич, что для Вас были годы работы в должности посла сначала СССР, а потом России в Израиле?
- Работа посла – очень интересная. Очень похожа на работу журналиста. Потому что главная обязанность посла состоит в том, чтобы собирать информацию в той стране, где он работает. Анализировать эту информацию, сообщать в центр. То же самое делает журналист. Тоже изучает события, обобщает, пишет. Разница лишь одна: когда я работал в «Известиях» журналистом, я писал для 10 миллионов, а будучи послом, писал для 10 человек. Кстати, я создавал посольство с пустого места, после 25-летнего отсутствия дипломатических отношений. Это было забавно и интересно.
Посольская жизнь приятна. Ты живешь пять лет без «пыток». Особенно хорошо было моей жене. Ей не нужно было думать ни о стирке, ни о кухне, ни о чем другом. Все делалось само собой. Вилла, бассейн, мерседесы…

- Ваше имя ассоциируется с целой плеядой прекрасных журналистов-международников: Александра Каверзнева, Владимира Цветова… Сейчас таких ярких журналистов-международников в России не осталось. Не случайно мы не можем назвать ни одного громкого, известного имени. Как вы оцениваете нынешнее состояние международной журналистики в России?(Вопрос преподавателя)
- Действительно, одно время международная журналистика у нас исчезла почти навсегда. Сейчас немножко возрождается. Кстати, не только у нас. Ведь кризис в этой области был и в Америке, и в Европе. Дело в том, что расцвет международной журналистики пришелся на времена холодной войны, когда люди жили в предчувствии, будет война, или не будет. Всем было интересно следить друг за другом. Кончилась война, и все успокоились. Поэтому и у нас, и везде в мире резко снизился удельный вес международных сообщений. Правда, в России на кризис международной журналистики повлияло еще одно обстоятельство. Мы заняты пустыми делами, нам гораздо интереснее, что у нас внутри, а не то, что снаружи. То, что есть на полосах газет, отведенных международной жизни, не идет ни в какое сравнение хотя бы с советскими временами. Откройте любой номер газеты того времени и вы увидите, что там есть материалы и об Азии, и Африке, и Латинской Америке… А сегодня? Обязательно будет написано об Афганистане и о гонениях на террористов, плюс один-два сюжета. Мира как такового нет в газете. Нет и на телевидении. Очень сузилось информационное поле.

- Каковы различия между той, советской журналистикой, и теперешней, российской?
- В то время, когда я работал, было очень мало информации. И мое, например, преимущество перед читателями состояло в том, что я просто больше знал. А сейчас вы знаете больше меня. Стоит только посмотреть любой выпуск теленовостей и на вас выльется огромный поток информации. Сегодня я не могу выступать в качестве носителя новой информации. Могу только анализировать.
Потом, для нас не было рынка, в нынешнем понимании этого слова. Мы не гнались за зарплатой. У нас не было «заказных статей». Поэтому наши представления о том, что такое хорошо и что такое плохо, довольно здорово отличались от тех, что сейчас. Сейчас на первом плане интриги, сплетни, скандалы, «подковерные войны», черный пиар, белый пиар. Все это заменило политологию и анализ. Мне, например, невозможно смотреть и слушать все, что сейчас говорят. Насколько это скучно!

- Означает ли это, что наша журналистика стала менее умной, менее думающей?
- Абсолютно точно. Наша журналистика стала менее умной. Потому что не требуется сейчас этот ум. Сейчас другие качества требуются. Возьмите Доренко. Он что, берет своим умом? Нет, у него другие достоинства, которые позволяют ему иметь такой рейтинг… Вообще, ум довольно редкое качество.

- В чем достоинства современной журналистики?
- Скажу так. Лет 15 назад я приходил на работу, и у меня на столе лежало несколько свежих газет. Мне хватало 15 минут, чтобы ознакомиться с этими газетами. А сейчас я каждое утро на чтение газет трачу примерно 3 часа. Потому что в каждой газете есть что-то интересное, по-существу. Свобода? Она есть.

- Считаете ли вы журналистику четвертой властью?
- У нас очень большое государство. В России, по крайней мере с советских времен, власть не так уж зависит от прессы. А вот, скажем, в Израиле влияние прессы на власть гораздо более сильное, чем у нас. Там журналистика действительно четвертая власть. Российская журналистика - четвертая власть только во время выборов, когда начинают «сливать компроматы».

- Вы считаете себя профессионалом?
- Я дилетант широкой квалификации. Я научный работник в журналистике, если ее назвать прикладной наукой. А вообще есть два подхода. Первый: можно знать все о чем-то. Допустим, я буду специалистом по королевским пингвинам, и всю жизнь буду писать только о них. А есть другой подход: знать что-нибудь обо всем. Так вот я сторонник того, чтобы знать что-нибудь обо всем. Тех журналистов, которые придерживаются второго подхода, я и называю дилетантами широкой квалификации.

- Как вы относитесь к славе?
- Слава – это прекрасно. Когда прихожу на рынок, мне обязательно лишний огурчик, яблочко положат. Славу использую чисто материально. Вот еще один пример. Недавно я ехал на своей машине «Ока» и вдруг она остановилась. Жму на газ, а она не едет. Встал прямо по середке улицы. Меня матерят со всех сторон. Ну, я вышел. Думаю, откачу к тротуару, машина ведь легкая. И тут появляются какие-то две тетки и говорят: «Мы вам поможем». Здоровые такие тетки…

Подготовил Сергей ВАСИЛЬЕВ


Пожалуйста, оцените этот материал:

 
 
 
 
 
 
 
 
  © 2006-2007 www.umniki.ru
Редакция интернет-проекта "Умницы и умники"
E-mail: edit.staff@yandex.ru
Использование текстов без согласования с редакцией запрещено

Дизайн и поддержка: Smart Solutions


  Rambler's Top100