Поиск по сайтуВход для пользователей
Расширенный поискРегистрация   |   Забыли пароль?
Зачем регистрироваться?
ТелепередачаAlma-materКлубКонкурсыФорумFAQ
www.umniki.ru / /
  
  
 

01:00 1 Января 1970 -

  Читать далее

 

“Мой ангел, мое все, мое я”
 

Детство Людвига ван Бетховена было нелегким: деспотичный отец, заметив музыкальный талант сына, мечтал вырастить второго Моцарта. Он был груб и временами даже жесток со своим сыном, он пропивал все деньги, поэтому Людвиг рос в нищете. Малыш с утра до поздней ночи сидел за клавесином, ему не позволяли играть с друзьями и выходить на улицу. Его лишили детства, которое так необходимо любому ребенку.

В возрасте восьми лет Людвиг получил свой первый гонорар, выступив с публичным концертом в своем родном Бонне. К двенадцати годам Бетховен научился играть на скрипке и органе. Музыкальное образование мальчика было несистематичным, он предпочитал импровизировать на фотрепиано и скрипке, чем совершенствовать технику игры. Бетховену посчастливилось попасть в придворный оркестр, где он играл на альте.

Будущему композитору невероятно повезло встретить Кристиана Готлифа Нефе, который стал его другом и наставником. Это он привил Бетховену чувство прекрасного, обучил его литературе, истории и философии. Под влиянием Нефе Людвиг стал гуманистом.

В 1787 году Бетховен принял решение переехать из провинциального Бонна в Вену, где у него, как композитора, было куда больше шансов получить общественное признание. Вена со своими театрами, уличными оркестрами, серенадами под окнами покорила Бетховена. Ему посчастливилось попасть на прием к Моцарту, который тогда был в зените славы. Выслушав импровизации Бетховена, он предрек юноше блестящее будущее.

Именно в Вене Бетховен начал терять слух. Сначала звуки казались ему приглушенными, потом он начал жаловаться на шум в ушах, ему стало тяжело слышать высокие тона и разбирать шепот. Недуг развивался постепенно. Ему так хорошо удавалось скрывать свою глухоту, что вплоть до 1812 года его знакомые даже не подозревали, насколько серьезна его болезнь. Его ответы невпопад часто оправдывали хмурым настроением композитора.

«Я влачу горькое существование, — писал Бетховен своему другу. — Я глух. При моём ремесле ничего не может быть ужаснее… О, если бы я избавился от этой болезни, я обнял бы весь мир»[1].

Ко всему прочему, у Бетховена умерла мать, которая долгое время была прикована к постели, и он стал единственным кормильцем в семье, которая состояла из отца-алкоголика и двух младших братьев.

Душевные страдания, вызванные утратой слуха и смертью матери долго терзали Бетховена, пока он не встретил юную итальянскую аристократку Джульетту Гвиччарди. Дочь богатого, знатного и влиятельного графа Гвиччарди приехала в Вену в 1800 году. Очаровательной Джульетте было всего шестнадцать, а Бетховену уже тридцать один. Ее жизнерадостность, мягкость и непринужденность покорили композитора. Он страстно влюбился в Джульетту и нисколько не сомневался в том, что любовь эта взаимна.

Людвиг был склонен преувеличивать достоинства людей, современники называли Джульетту пустышкой. Он не замечал ее легкомыслия, свойственного девушкам в ее возрасте. Он считал ее достойной любви за красоту души. В ней воплотился идеал женщины для Бетховена.

Бетховен предложил Гвиччарди брать у него уроки фортепиано, она, не раздумывая, приняла его предложение и, так как Бетховен не брал с нее платы за занятия, она преподнесла ему несколько вышитых ею рубашек в знак благодарности.

Бетховен был строгим преподавателем: когда у Джульетты что-то не получалось, он швырял ноты на пол и уходил, хлопая дверью, а Джульетта в одиночестве собирала разбросанные тетради. Как это ни удивительно, Джульетте нравились его странности. Даже его обезображенное оспой лицо казалось ей не столь ужасным, впечатление от него сглаживали его большие глаза с добрым взглядом.

Все осложнялось нестабильным материальным положением композитора и происхождением Джульетты. Для ее семьи музыканты были людьми второго сорта.

В порыве чувств Бетховен приступает к созданию одной из красивейших своих сонат, которую уже после его смерти окрестили «Лунной». Она посвящена Джульетте Гвиччарди. В ней Бетховен отразил всю гамму чувств, которую испытывал к возлюбленной. Он начал сонату в состоянии влюбленности и восторга, а заканчивал ее в ярости: его избранница закрутила роман с юным графом Робертом фон Галленбергом, который, к слову, тоже был композитором, причем весьма посредственным. Однако влюбленной Джульетте он казался гениальным, она поделилась этой мыслью со своим учителем в письме: «Я ухожу от гения, который уже победил, к гению, который еще борется за признание. Я хочу быть его ангелом-хранителем»[2]. Бетховен попросил ее больше к нему не приходить. Джульетта, став графиней фон Галленберг, покинула Вену и вернулась в родную Италию.

С камнем на сердце Бетховен покинул город, где все вокруг напоминало о Джульетте. Он уехал в Гейлигенштадт и приступил к написанию «Гейлигенштадского завещания», своей мучительной исповеди: «О вы, люди думающие, будто бы я злобен, упрям, невоспитан, — как вы ко мне несправедливы; вам неведома тайная причина того, что вам кажется. Сердцем своим и разумом я с детства предрасположен к нежному чувству доброты, я всегда был готов к свершению великих дел. Но подумайте только, что вот уже шесть лет я нахожусь в злосчастном состоянии… Я совершенно глух…»[3].

Действительно, Бетховен часто казался грубым и невоспитанным, иногда он непристойно выражался. Неудивительно, что в обществе он прослыл невоспитанным хамом. На самом же деле, он был нетерпим к лицемерию и искренен в своих чувствах.

Под тяжестью мыслей о Джульетте и прогрессирующей болезни в композиторе зарождаются мысли о самоубийстве, но он находит в себе силы бороться с этой слабостью. Он принимает решение начать все с чистого листа и практически в абсолютной глухоте создает шедевр за шедевром: Вторую, великолепные фортепианные и скрипичные сонаты.

Мир, сочиненной Бетховеном музыки, заменил ему реальный, в котором он уже не слышал ни единого звука. Шедевры, написанные в тишине, свидетельствуют о том, насколько богат был внутренний мир композитора, и насколько велик был его талант. Музыка укрепляла в Бетховене доброту и веру в лучшее в людях, музыка научила его закрывать глаза на их недостатки.

Спустя несколько лет в Австрию вернулась Джульетта. Она навестила Бетховена и рассказала о трудностях в семье: нищете, ссорах с мужем. Она вспоминала прекрасное время, когда Бетховен был ее учителем. Джульетта со слезами на глазах просила прощения и материальной помощи. Благородный композитор предложил девушке внушительную сумму денег в обмен на обещание никогда больше не ступать на порог его дома. Он мог показаться безразличным, даже высокомерным тогда, но в конце жизни он написал: «Я был очень любим ею и более, чем когда-либо, был ее мужем...»[4].

Бетховен всеми путями старался вычеркнуть Джульетту из памяти: он встречался с другими женщинами, делал предложения первым встречным девушкам, но постоянно получал вежливые отказы. Бетховен до конца жизни вспоминал о том, как с ним обходились женщины. Однажды, на предложение встретиться с ним, одна актриса заявила, что он кажется ей слишком безобразным и странным. И в самом деле, Людвиг часто не следил за своей внешностью, был неопрятен, ему требовалась женщина, которая могла бы ухаживать за ним.

Когда Джульетта Гвиччарди, будучи еще ученицей маэстро, заметила, что у него неправильно повязан шелковый бант, то поспешила перевязать его, поцеловав при этом учителя в лоб. Он несколько недель не снимал этот платок и не переодевался, пока друзья тонко не намекнули ему на несвежий вид и неприятный запах костюма.

В двадцатые годы мода на Бетховена растет, 7 мая 1824 года ценой неимоверных усилий друзей композитора была исполнена Девятая симфония. Оркестром дирижировал Умлауф, а Бетховен стоял у рампы и лишь задавал темпы для каждой части. К тому времени он совершенно ничего не слышал. Публика была в восторге, шквал аплодисментов в зале, но Бетховен ничего не слышал, в его голове продолжала играть музыка, лишь когда его развернули лицом к публике он смог убедиться в своем успехе.

Осенью 1826 года Бетховен тяжело заболел гепатитом, это отразилось на печени. Начинается цирроз. Он, абсолютно глухой, целыми днями лежит в постели и мучается от того, что не может продолжать работу. Изнурительное лечение и три сложнейшие операции не смогли поставить его на ноги. Через полгода он скончался.

В ящике его стола лежало письмо «К бессмертной возлюбленной»: «Мой ангел, мое все, мое я... Отчего глубокая печаль там, где господствует необходимость? Разве наша любовь может устоять только ценою жертв путем отказа от полноты, разве ты не можешь переменить положение, при котором ты не всецело моя и я не всецело твой? Что за жизнь! Без тебя! Так близко! Так далеко! Какая тоска и слезы по тебе — тебе — тебе, моя жизнь, мое все...»[5].

Мучаясь от шума в ушах, Бетховен сам себе задавал вопрос о том, почему ему не встретилась та, которая была бы сейчас рядом, у его постели, почему он должен умирать в одиночестве?

Неизвестно, кому было адресовано письмо, но маленький портрет Джульетты Гвиччарди, найденный рядом с письмом, позволяет сделать предположение, что именно она была адресатом.

Некоторые бетховеновские биографы приписывают Джульетте роковое влияние на творчество маэстро. Они называют ее праобразом Леоноры в опере «Фиделио», вдохновительницей «Апассионаты», другие же никак не связывают эту легкомысленную особу с «бессмертной возлюбленной». Так или иначе, если Джульетта была вдохновительницей лишь одной-единственной «Лунной сонаты», следует быть ей благодарными за одну из самых красивых мелодий в мире.

 

Дембо Александра, 2 МЖ

 


[1] http://www.lovesto.ru/betxoven-gvichchardi.html#more-47

[2] http://peoplehistory.ru/73-dzhuletta-gvichchardi.html

[3] http://about-artart.livejournal.com/820367.html

[4] http://towomen.ru/1p/2_love_47.php

[5] http://www.viennaexpert.com/ru/beethoven.html

 
 
 
 
 
 
 
 
  © 2006-2007 www.umniki.ru
Редакция интернет-проекта "Умницы и умники"
E-mail: edit.staff@yandex.ru
Использование текстов без согласования с редакцией запрещено

Дизайн и поддержка: Smart Solutions


  Rambler's Top100