Поиск по сайтуВход для пользователей
Расширенный поискРегистрация   |   Забыли пароль?
Зачем регистрироваться?
ТелепередачаAlma-materКлубКонкурсыФорумFAQ
www.umniki.ru / /
  
  
 

01:00 1 Января 1970 -

  Читать далее

 

«Влюблена в себя через него»
 

Этой встрече было суждено случиться. Веселье, пляски, состязания поэтов и множество талантливых людей. Дмитрий Мережковский – молодой, серьезный и молчаливый, но уже широко известный поэт потягивал свой напиток и активно участвовал во всеобщем веселье.
«Я не знаю ваших московских обычаев. Можно ли всюду бывать в белых платьях? Я иначе не могу. У меня иного цвета как-то кожа не переносит»1.

 

Молодая Зинаида Гиппиус в белом платье с самого начала вечера поглядывала в его сторону. Она хорошо запомнила его имя, кажется, она видела его стихи в «Живописном обозрении». Но его стихи и рифмы не врезались в память.


Гиппиус с первого взгляда поняла, что они предназначены друг для друга. Все ее предыдущие увлечения, если верить Зобнину кончались горестной записью в дневнике «Я в него влюблена, но ведь я же вижу, что он дурак»2.

 

Мережковский подошел к ней, как он позже напишет «мы стали разговаривать так, как будто давно уже было решено, что мы женимся, и что это будет хорошо». Он называл ее «дерзкой сатанессой».


Они обвенчались спустя всего год. «Никакого «объявления» о нашей будущей свадьбе не было, но как-то это, должно быть, зналось… в том, что всякие «свадьбы» и «пиры» противны, что надо сделать все проще, днем, без всяких белых платьев и вуалей, - мы были согласны»3. 8 января 1889 года они обвенчались в небольшой тифлисской церквушке. «я была не то в спокойствии, не то в отуплении: мне казалось, что это не очень серьезно»4, - признается спустя много лет Гиппиус.

 

Невеста была в строгом темном костюме и маленькой шляпе, а он жених в сюртуке под модной «николаевской» шинелью с бобровым воротником. Свадьба была тихой и скромной. Зинаиде было 19 лет, а Дмитрию 23. Они прожили бок о бок 52 года, думая в унисон, не разлучившись ни на день.

 

Семейная жизнь началась в маленькой съемной квартире в Петербурге, где у каждого из супругов были своя спальня и кабинет. Гостиная была объявлена общей территорией. Там зачастую собиралось самое изысканное общество культурной столицы: писатели и поэты, религиозные и политические деятели, художники и философы.

 

Гиппиус в этом обществе чувствовала себя королевой, ей не было равных в остроумии и эрудированности. Мережковский восхищался своей женой. Из его тени эта капризная девчонка превратилась в “декадентскую мадонну”.

 

Вера Николаевна Муромцева, жена Бунина поделится с мужем тонким наблюдением: “Про Гиппиус говорили – зла, горда, умна, самомнительна. Кроме «умна», всё неверно, то есть, может быть и зла, да не в той мере, не в том стиле, как об этом принято думать. Горда не более тех, кто знает себе цену. Самомнительна – нет, нисколько в дурном смысле. Но, конечно, она знает свой удельный вес …”5.


Зинаида выходила из себя, жалуясь мужу на то, что ее стихи не понимают. Бунин называл их «электрическими», а Адамович и вовсе скажет, что на «хорошую литературу» это совершенно не похоже. Ликованию ее не было предела, когда она, девушка из Тульской губернии, наравне с такими персоналиями как Брюсов, Бальмонт и Сологуб встанет у истоков совершенно нового направления в литературе – символизма.


Два совместных путешествия в Европу спустя супруги Мережковские поселятся на углу Пантелеймоновской и Литейного проспекта в доме Мурузи. А. Белый говорил, что в этом доме «воистину творили культуру. Все здесь когда-то учились»6. Эта квартира стала новым местом встреч для интеллигенции того времени. Ее посещение было почти обязательным для начинающих писателей. Для многих литераторов приглашение в салон Гиппиус стало билетом «в жизнь». В числе этих талантов были и Осип Мандельштам, и молодой и амбициозный Александр Блок. В некотором смысле и Сергей Есенин. На его стихи была написана расхваливающая автора рецензия неким литературным критиком по имени Антон Крайний. Этого критика и его едких рецензий опасались многие поэты и писатели, отчасти потому что знали: Крайний и Гиппиус – одно и то же лицо.


Это было самое безобидное из того, на что была способна Гиппиус, неудивительно, что у Мережковских завелось множество недоброжелателей, одержимых идеей им насолить. Злые языки называли Гиппиус мужем, а Мережковского женой. Говорили, что она оплодотворяет его своими невероятными идеями. Этому поспособствовала любовь Гиппиус к мужской одежде.

 

На знаменитом портрете Бакста Гиппиус холодно смотрит на нас с полотна в мужском камзоле и зауженных панталонах. Губы искривлены в усмешке, которую с мурашками по всему телу вспоминали ее знакомые. Провокация чистой воды по тем временам.


Гиппиус не брезгала косметикой: белила, румяна, помада. Так красились лишь актрисы на сцене. И Зинаида была актрисой, ее сценой стал Петербург, а затем и Париж. Ее близорукость вынудила ее повсюду носить с собой лорнет, который так ненавидели поэты. Она доставала его, прежде, чем прочесть очередное произведение «восходящего таланта», а потом презрительно поднимала взгляд, медленно с макушки головы до самых кончиков пальцев оглядывала автора и изрекала свой вердикт. Она имела высокие требования к поэзии, по ее мнению любое произведение от мала до велика должно было служить красоте и Истине. Не было более резкого в своих оценках и суждениях в то время человека.

 

«Вдохновительница», «подстрекательница», «исправительница», «центр преломления и скрещения разнородных лучей» - в этом вся Гиппиус. Поначалу она осуждала “клерикализм” мужа, считала, что их религиозные споры беспочвенны. «Дмитрию Сергеевичу казалось, что почти все его понимают и ему сочувствуют»7, - говорила она. Но со временем, она не только поняла и приняла позицию мужа, но и сама активно стала “оплодотворять его идеями” по религиозному возрождению России.


У Мережковских появилась одна мечта на двоих – соединить языческую и христианскую святость, чтобы достичь совершенную общевселенскую религию. Все их творчество в конце 1900-ых было посвящено этой идее, оны были буквально одержимы ей. Упразднить сознание своей греховности, соединить святость души и плоти, передать святое через искусство.
Самым страшным грехом своих современников они сочли “ненужность” для ближнего, непризнание равнозначности других и “общего Бога”.


Без Зинаиды Мережковский бы не создал “Новый путь”, со страниц которого вещали не только они сами, но и Брюсов, Минский, Сологуб, Ремезов, Зайцев, Булгаков, Бердяев и многие другие.

 

С 1906 года супруги со своим другом и главным редактором журнала “Новый путь” Философовым, в которого была влюблена Зинаида Николаевна, жили за границей, но им еще предстоит вернуться на родину перед самой войной, чтобы еще разок увидеть ту Россию, которую они так любили.

 

Н. Берберова вспоминала потом свой разговор с Мережковскими:

— Зина, что тебе дороже: Россия без свободы или свобода без России? 

Она думала минуту. 

— Свобода без России… И потому я здесь, а не там. 

— Я тоже здесь, а не там, - вмешался Дмитрий Сергеевич, - потому что Россия без свободы для меня невозможна. Но… — И он задумывался, ни на кого не глядя. - …На что мне, собственно, нужна свобода, если нет России? Что мне без России делать с этой свободой?8


В 1919 году, после нелегально пересечения польской границы Мережковских ждала долгая череда переездов: Минск, Варшава, Биарриц и, наконец, Париж. В Париже супруги довольно быстро восстановили свое положение. Они устроили с своей квартире “маленький Петербург”. Весь “русский Париж” собирался у них по воскресениям.


В начале 1940-ых для Мережковских наступил переломный момент в семейной жизни. Дмитрий Сергеевич, как это не странно, неожиданно увлекся фашизмом, даже лично встречался с Муссолини, а позже, выступая на немецком радио сравнил Гитлера с Жанной Д’Арк, готовой спасти мир от дьявола и призывал бороться с большевизмом. Зинаида не могла вынести этого, она была готова перечеркнуть все, что вот уже полвека связывало ее с супругом. Ее первой реакцией были слова «Это конец».


Этого выступления Мережковскому не простили. У супругов впереди была нужда. Экономики буквально на каждой мелочи.

 

7 декабря 1941 года Мережковского не стало. Несмотря на разногласия во взглядах с мужем, Гиппиус была убита горем, она всерьез подумывала о том, чтобы свести счеты с жизнью, но так и не сделала этого. Она позже рассказывала, что не покончила с собой, потому что «Он попросил» остаться, якобы она слышала голос покойного мужа.


Близкая подруга Тэффи, которая была с подругой в этот трудный период пишет: «Огромные, когда-то рыжие волосы были странно закручены и притянуты сеткой. Щеки накрашены в ярко-розовый цвет. Косые, зеленоватые, плохо видящие глаза. Одевалась она очень странно... На шею натягивала розовую ленточку, за ухо перекидывала шнурок, на котором болтался у самой щеки монокль. Зимой она носила какие-то душегрейки, пелеринки, несколько штук сразу, одна на другой. Когда ей предлагали папироску, из этой груды мохнатых обверток быстро, словно язычок муравьеда, вытягивалась сухонькая ручка, цепко хватала ее и снова втягивалась»9.


С уходом из жизни Дмитрия Сергеевича в привычном укладе Гиппиус мало что изменилось: она по прежнему собирала у себя общество, по прежнему она была окружена толпами поклонников, завистников и недоброжелателей.

 

Последним другом для Гиппиус стала уродливая кошка, у которой не было даже клички. Ее называли «Кошшшка». С тремя «ш». Все та же Тэффи вспоминала, на на смертном одре, Гиппиус искала руками свою Кошшшку.

 

Зинаида Гиппиус скончалась 9 сентября 1945 года, пережив мужа всего на четыре года, не успев даже закончить мемуары о нем.


«Увы, в печали безумной я умираю»10.

 

Союз этих двух великий людей не стоит понимать в привычном романтическом смысле. Это был, прежде всего, союз духовный. «Телесную сторону брака» оба отрицали, у обоих были влюбленности на стороне. В числе оных у Зинаиды Николаевны были: Минский, Червинский, Волынский. Ей приписывались однополые связи с баронессой Елизаветой фон Овербек. Физическая близость была зачастую вовсе не при чем, наоборот, Гиппиус всегда подчеркивала важность «чистоты духовной и телесной».

 

По распространенной версии Гиппиус нравилось очаровывать мужчин и нравилось быть очарованной. Она влюбляла в себя женатых мужчин и получала от них обручальные кольца, из которых потом сделала ожерелье. Однако, Зобнин считает, что «дело… всегда ограничивалось изящным и очень литературным флиртом, обильными эпистолярными циклами и фирменными шуточками Зинаиды Николаевны»11. За этим флиртом скрывалась разочарованность семейной рутиной.

Брак Мережковского и Гиппиус – уникальный творческий союз, породивший гениальные идеи. Без нее Он бы не заговорил, Она – не рискнула бы подумать. Быть может, Она его никогда «по-настоящему» не любила, но, словно лебедь, покинула этот мир вслед за Ним.

 

Дембо Александра, 2 МЖ

1 Ю. В. Зобнин. Дмитрий Мережковский: жизнь и деяния. Москва. — Молодая гвардия. 2008. Жизнь замечательных людей; Вып. 1291 (1091)

2 Там же

3 Минь А. Лекция «Дмитрий Мережковский и Зинаида Гиппиус» http://www.svetlana-and.narod.ru/lekzia.html

4 Там же

5 Муромцева-Бунина «Беседы с памятью», Вагриус, 2007 г.

6 Виталий Орлов Зинаида Гиппиус. www.litwomen.ru

7 Ю. В. Зобнин. Дмитрий Мережковский: жизнь и деяния. Москва. — Молодая гвардия. 2008. Жизнь замечательных людей; Вып. 1291 (1091)

8 Евгений Евтушенко Дмитрий Мережковский между Шариковым и Антихристом. 2005.novayagazeta.ru (28.04.2005).

9 Тэффи Зинаида Гиппиус. az.lib.ru.

10 Гиппиус З. “Песня” http://www.litera.ru/stixiya/authors/gippius/okno-moe-vysoko.html

11 Ю. В. Зобнин. Дмитрий Мережковский: жизнь и деяния. Москва. — Молодая гвардия. 2008. Жизнь замечательных людей; Вып. 1291 (1091)

 
 
 
 
 
 
 
 
  © 2006-2007 www.umniki.ru
Редакция интернет-проекта "Умницы и умники"
E-mail: edit.staff@yandex.ru
Использование текстов без согласования с редакцией запрещено

Дизайн и поддержка: Smart Solutions


  Rambler's Top100