Поиск по сайтуВход для пользователей
Расширенный поискРегистрация   |   Забыли пароль?
Зачем регистрироваться?
ТелепередачаAlma-materКлубКонкурсыФорумFAQ
www.umniki.ru / Alma-mater / Учебные заведения / РАТИ (ГИТИС) /
  
  
 

20:26 18 Ноября 2017 - clblalackvirgi

watches swiss Mechanical movement replica watches high quality replica watches

  Читать далее

 
РАТИ (ГИТИС)
РАТИ (ГИТИС): ЭКСКУРСИЯ ЗА КУЛИСЫ.
 

С ГИТИСом меня связывают особые личные воспоминания. Впервые я услышала о нём, когда мне было 8 лет. Тогда я сходила с ума по фильмам "Гараж", "Ирония судьбы...", "Служебный роман", "Москва слезам не верит", и объектом моих восхищений была, конечно же, Лия Ахеджакова. И вот в 1998 году она вдруг появилась у нас дома. Моя мама, журналистка Евгения Доцук, делала с ней интервью для газеты "Комсомольская Правда". Лия оказалась маленькой, хрупкой, живой, как будто сошла с экрана телевизора. Она смеялась по-детски, играла со мной в "роли в кино". Я ходила по комнате и, старательно изображая Верочку из «Служебного романа», повторяла: "Вся скукожится как старый рваный башмак, и вот чешет на работу, словно сваи вколачивает". Лия смеялась, как будто и ей вдруг тоже стало 8 лет, и рассказывала мне о каком-то Немировиче-Данченко, о каком-то Станиславском. Мне было всё равно, пока она не заговорила о ГИТИСе. По её словам, это было волшебное место, где все могут ходить по комнате и играть в "роли в кино" каждый день. Лия поведала о сложностях карьеры артиста. О том, как сначала она играла ослика Иа и зайчика в ТЮЗе, а потом попала в кино. Я чувствовала её гордость за любимый ВУЗ, то, как близок он её сердцу, что добавляло желания узнать о нём больше. И вот, почти 10 лет спустя, я возвращаюсь к этим воспоминаниям, входя в уже новое, отреставрированное здание ГИТИСа (РАТИ), и думаю, будет ли всё именно так, как когда-то поведала Ахеджакова. Ведь сейчас совсем другие времена. Из РАТИ выпускаются такие актёры как Дюжев и Хаматова, у Академии есть собственный вебсайт, во время репетиций студенты снимают друг друга на мобильные телефоны, и вряд ли кто-то из них играет осликов в детских спектаклях. Словно вместе со мной повзрослел и ГИТИС. В Малом Кисловском переулке, в центре Москвы, желтеет свежей краской РАТИ (ГИТИС). С 1902 года нынешняя Академия, а тогда ещё музыкально-драматическое училище, заняла особняк семьи Солдатенковых, и по сей день находится там. История этого специфического ВУЗа берёт начало с «Музыкальной школы для приходящих П. Шостаковского», которая открылась в 1878 году. Затем школа превратилась в Музыкально-драматическое училище, где в разные годы преподавали Правдин, Южин и Немирович-Данченко, потом стала Музыкально-драматическим институтом, после чего получила название ГИТИС, а в 1931 году официально приняла статус ВУЗа. И только относительно недавно, в 1991 году, ГИТИС переименовали в РАТИ. Об открытии ГИТИСа 13 октября 1931 года в газете «Советское искусство» была опубликована довольно «творческая» статья: "В репетиционной комнате Камерного театра открылся театральный вуз. Открытие происходило без всякой "помпы", обычной в этих случаях. Никто не приветствовал новорожденный ГИТИС. Не было ни адресов, ни поздравлений. Директор нового вуза т. Логинов объявил ГИТИС открытым. Студенты, разместившиеся на стульях и окнах тесной комнаты, выслушали доклады руководителей ГИТИС и отправились на занятия. Занятия проходили в коридоре и в курительной комнате Камерного театра. Так прошел этот "исторический день открытия первого в мире театрального университета"». Передо мной открывается довольно типичное для творческого ВУЗа зрелище: уставшие студенты бегают по коридорам, совещаются, перевоплощаются. Даже непонятно, когда они настоящие. Сразу захватывает неповторимая атмосфера. Несмотря на внешние изменения, внутри всё ещё есть знаменитая главная лестница, над которой висят портреты великих деятелей театра. Двери в аудиториях сохранили свои первоначальные размеры, высокие потолки и большие окна добавляют романтики классическим профессиям, изучаемым в РАТИ. Неудивительно, что традиции русского психологического театра сохранились и передаются из рук в руки именно в этих стенах. Важно помнить, что в мировом масштабе, РАТИ – один из нескольких ведущих театральных ВУЗов. В сравнении с другими университетами Москвы, о РАТИ с первых минут складывается впечатление грандиозности и уважения. Сейчас вступил в силу Болонский процесс, экзамен по русскому языку приравнивается к результатам ЕГЭ, но это лишь малейшие детали. Здесь живёт театр, в своём традиционном, старинном облике. Здесь ставят Чехова, Горького, Островского. Сюда съезжаются студенты со всего мира, чтобы окунуться в богатейшую русскую культуру, и увезти с собой истинные представления о театре. Но в ГИТИС не так-то легко поступить. В наше капиталистическое время с весьма сомнительным пониманием искусства, необходимо идти сюда только с глубокой любовью к театру, не взирая на сложности и препятствия, которые жизнь чинит артисту. Подробнее о ВУЗе, его приоритетах, студентах, и, непосредственно, о самом театральном искусстве, мне рассказал декан актёрского факультета Валентин Васильевич Тепляков.

- Валентин Васильевич, скажите, пожалуйста, многое ли изменилось в методах преподавания, в РАТИ и в театре в целом с советских времён?

- Мы – театральная школа. По-моему, школа должна быть консервативной. Конечно, в процессе работы и развития эта школа обогащается. Но принципиально она должна быть консервативной. Возьмите хотя бы хореографическое училище. Какие новации там можно вводить? Мне кажется, они стоят за станком так же, как и стояли сто лет назад. Или консерваторию, где обучают музыке, владению инструментом, точно также ставится рука, как и раньше. Что касается профессии, она, повторюсь, должна быть консервативной. А её наполнение может меняться. Теперь у нас, конечно, нет таких предметов как история КПСС, но у нас есть другие предметы. Например, философия искусства, философия религии и так далее, что работает на обогащение личности будущего артиста.

- Поменялись ли в преподавании какие-то, может, не базовые, но дополнительные элементы?

- Разве человек может поменяться? Он стал дышать по-другому или чувствовать по-другому? У него эмоциональный аппарат стал другим? Он по-прежнему дышит, влюбляется, страдает.

- Но ведь пришли новые, капиталистические ценности.

- А какое это имеет к нам отношение? Что, при капиталистических ценностях артисты Большого Театра стали танцевать лучше или хуже?

- Но в наше время искусство обесценивается. Взять хотя бы заработную плату.

- В искусство ведь идут люди, ориентированные не только на заработную плату. Как говорил Лев Толстой: «Писать не трудно, трудно не писать». Такие люди идут в искусство, хотя материальное поощрение тоже существенно. Но это проблема общества, которое не заботится о культуре и духовности своего народа. Но к нам это мало относится. Мы, служа театру, должны служить ему так же, как это делали наши предки. В плане искусства, мы исключительно богатая страна. Я имею в виду театр. Из пяти, будем так говорить, звёзд первой величины, гениев, которые реформировали искусство XX-го века, четверо жили у нас. Это Станиславский, Мейерхольд, Вахтангов и Таиров. И только один Бертольд Брехт жил в Германии. У нас богатое наследие, мы не находимся в поиске других источников, ведь они есть у нас, и именно ими питается наша школа. Как говорил Станиславский, интерес к русскому психологическому театру во всём мире очень высок. Я могу с уверенностью это сказать, как человек, отъездивший от Саньтияго до Пекина, и встречавшийся с разными аудиториями. Поэтому мы, в отличие от политиков, которые меняют правила игры в краткосрочные периоды, к счастью, этого не делаем.

- Теперь менее общий вопрос. Как Вы считаете, для будущего актёра важнее работоспособность или всё-таки талант?

- Небезызвестный Немирович- Данченко, который работал в стенах ГИТИСа, говорил, что есть три слагаемых успеха: «Талант, труд и случай».

- Всех абитуриентов интересует, как проходит «естественный отбор» на вступительных экзаменах. Можете рассказать об этом подробнее?

- Во-первых, нужно приехать и взять условия приёма, где всё написано, даже список рекомендуемой литературы для коллоквиума. Наши творческие прослушивания, то есть знакомство с абитуриентами, проходят в конце марта – начале апреля. Это происходит до конкурса, абитуриенты готовят прозу, поэзию, читают басни, мы проверяем их вокальные данные, наличие слуха. Таким образом, медленно идёт отбор, и мы подходим к конкурсу, который является основным. Здесь мы отбираем студентов, которые будут учиться на бюджете или оплачивать своё обучение. По сравнению с советскими временами, количество бюджетных мест сократилось до 15. Раньше было 25-27, поэтому человек, получавший оценку «хорошо», на бюджет не проходил. Сейчас, если абитуриент получил оценку «хорошо» и у него есть возможность оплачивать обучение, он проходит по конкурсу. В процессе обучения нет никакой разницы. Все учатся одинаково, всё зависит от самого студента.

- Имеют ли студенты возможность ещё в процессе обучения играть в театре?

- Конечно, это не касается первых полутора лет обучения. Они достаточно напряжённые, сложные. Дальше, на третьем курсе, если это не мешает занятиям, студенты могут играть в театре, сниматься на телевидении, в кино. Конечно, мы даём им такую возможность.

- А студенческие спектакли проходят постоянно?

- Да. Для этого у нас есть учебный театр, который организовывает прокат студенческих спектаклей. В нём участвуют не только студенты актёрского факультета, но также музыкального, режиссёрского и эстрадного. ГИТИС ведь уникален тем, что это огромный комбинат, где представлены практически все театральные профессии. Это и сценографы, театральные критики, продюсеры, актёры, режиссёры. Не представлена только одна профессия – артисты театра кукол.

- Валентин Васильевич, в ГИТИСе существует такая тенденция: выпускники обычно возвращаются преподавать. Это вызвано сохранением традиций или просто с любимым ВУЗом сложно расстаться?

- Вы знаете, это очень больная тема. Существует три профессии. Профессия актёра, которую я вообще считаю уникальной. Вы помните пьесу «Гамлет», когда Гамлет обращается к Розенкранцу и Гильденстерну, даёт флейту и говорит: «Сыграй» - «Принц, я не умею» - «Надо всего лишь нажимать на клапаны и польётся музыка» - «Не умею» - «Почему вы думаете, что можете играть на клапанах моей души?» Профессия уникальна потому, что это материал и творец в одном лице. Режиссёр – тоже уникальная профессия. И третья такая профессия – педагог. Не каждый выдающийся артист может быть педагогом, и не каждый хороший режиссёр. Мы наблюдаем за нашими студентами, выявляем педагогические способности, и этих людей привлекаем. Но не всегда получается. Актёрская профессия уникальна тем, что она передаётся из руки в руки. Нельзя ведь просто прочитать книгу Станиславского «Работа актёра над собой». Она даст только общее представление. Процесс смены поколений – самый сложный и болезненный.

- Скажите, в РАТИ ставится современная драма или Вы предпочитаете классику?

- Знаете, недавно я прочитал сборник современной пьесы 2006-го года. И не нашёл ни одной, которую я бы хотел поставить. За исключением, может быть, пьесы Казанцева «Я - герой». Её я, наверное, возьму для работы со своим курсом. А так мне кажется, что всё это просто набор слов. Но, может, я чего-то не понимаю. Мне больше нравится русская классическая литература.

- Кто Ваш любимый автор?

- Чехов, Достоевский, Толстой…Я этим летом был в Бразилии и спокойно перечитывал «Войну и мир». И очень гордился, что это наш, русский, писатель. Островский, Горький, Шолохов – у нас очень хорошая, достойная литература. Мне достаточно трудно работать с переводной литературой. Возьмите, к примеру, Шекспира. Хорошо, когда попадаешь на перевод Пастернака. Но и это достаточно сложно, потому, что между тобой и автором есть посредник. И очень трудно понять музыку языка. Мы студентов ругаем во время репетиций, когда они начинают переставлять слова. Структура рушится. Я лично предпочитаю погружаться, всё-таки, в русскую литературу. Мне кажется, она дала ответы на все вопросы, которые стоят перед современным человеком. А современная литература…Я бы никогда не стал ставить пьесу, в которой драматург пытается схватиться правой рукой за левое ухо, выдумывает что-то ради оригинальности, использует ненормативную лексику. Мне это не интересно. Как говорили раньше, театр – это дом, в котором плачут и смеются. Как можно определить, хороший спектакль или плохой? Я прихожу в театр, и я либо верю, либо не верю. Если это увлекает меня эмоционально, то я плачу, смеюсь, забываю, что я в театре. А как он сделан, его эстетика, это не важно. Вот, «Ревизор» в современной постановке Чусовой в театре имени Моссовета. Вот они въезжают на лыжах. Далее зимняя рыбная ловля. Хорошо, но тогда почему не посадить их в сауне, или в сортирах. Что от этого меняется? Просто мы считаем, что придумали что-то оригинальное. А на самом деле всё это уже было. Мы придумаем от того, что мало знаем. Но содержание, уникальность личности, выходящей на сцену, это космос. Кант говорил: «Космос надо мной, космос внутри меня». Этим мы и занимаемся – открываем индивидуальность. Над музыкой Моцарта ведь плачут и сегодня, и вчера, и завтра будут плакать. Вообще прогресс – понятие относительное. Когда у Бехтеревой, из института мозга Санкт-Петербурга, спросили, прогрессирует ли мозг, она ответила: «Не уверена». Кто сейчас пишет лучше Пушкина, или Шекспира, или Чехова?

- Что Вам лично больше всего нравится в РАТИ какой он сегодня?

- Это вообще одна большая семья, которая устремлена в будущее, в которой много творчества. Она пытается не растерять то богатое наследие, которое мы получили в подарок от наших предшественников. Когда я прихожу в Российскую Академию, я чувствую ответственность. Даже не перед молодыми, а перед теми, кто нам это завешал, кто всю жизнь служил и работал. Знаете, как говорили: «Где ты работаешь?» - «Я не работаю, а служу на театре». Я думаю, что надо плыть против течения к истокам, и питаться. Ведь театр – это история артиста. Приходя на спектакль, мы должны понять историю и увидеть артиста, с которым должен произойти контакт сопереживания, участия, сострадания...Это главное.

После такой беседы стал понятен сам смысл РАТИ. Это действительно небольшой дом, где все знают друг друга в лицо, и напоминают семью. Преподаватели ведут буквально индивидуальную работу с каждым студентом, пытаясь развить его сильные качества и научить секретам мастерства. Студенты трудятся не покладая рук, разрываясь между занятиями по расписанию, репетициями и студенческими постановками. Но, конечно, было бы несправедливо судить об этом островке классики и искусства, не поинтересовавшись мнением самих студентов. После занятий, если есть свободная минута, они заседают в крошечном кафе, которое редко используется по назначению. Студенты обсуждают здесь спектакли, преподавателей, делают домашние занятия, некоторые даже засыпают, что неудивительно, ведь теперь мне понятна степень загруженности каждого из них.

- Что тебе нравится в процессе обучения? - спрашиваю Кирилла, третьекурсника с актёрского факультета.

- Нравится не то чтобы слава, но когда тебе аплодируют, когда что-то получается. Таким образом, возникает чувство успеха, уникальности. К нам подходит Евгений, студент 4 курса, будущий режиссёр.

- Почему ты решил поступать именно в РАТИ?

- Здесь единственный режиссёрский факультет, - категорично отвечает он.

- А как же ВГИК?

- Во ВГИКе учат на режиссёров кино и телевидения, а я верен театру. Они будто бы так далеки от мира, расположившегося за пределами РАТИ, что это даже удивляет. Подтверждаются слова Валентина Васильевича, сказанные после официальной части интервью:

- Знаете, к нам ведь приходит определённый контингент из двух-трёх тысяч человек. Все они кочуют из ГИТИСа в школу-студию МХАТ, оттуда в Щукинское и Щепкинское училища. И если не поступают к нам, оказываются в одном из этих учебных заведений. Совершенно особенные люди, которые бредят театром.

В том же студенческом кафе я встречаю старательно изучающую учебник русского языка Лей Чу, которая приехала из Китая, и теперь уже учится в аспирантуре режиссёрского факультета.

- Что в процессе обучения сложнее всего?

- Для меня, конечно, язык. Посмотри, как я читаю (Смеётся).

- Почему ты решила приехать учиться именно сюда?

- В отношении культуры, Россия – великая страна. В Китае, все знают РАТИ, и если хотят заниматься театром, едут учиться сюда. Здесь много студентов из Китая.

Рядом с ней что-то пишет Павел Савчук, который закончил актёрский факультет ещё в 2004 году.

- Почему выбрали именно ГИТИС?

- Я попал сюда случайно. Я вообще в театр попал случайно (Смеётся). Но закончил, и теперь работаю актёром. Одно время пробовал преподавать, а потом ушёл на телевидение. Снялся в прошлом году в «Трое сверху» на Ren-TV. Сейчас снимаюсь в сериале «Женщина без прошлого», который выйдет на втором канале после Нового года. Весёлая, разговорчивая Мария, третьекурсница факультета сценографии, рассказала подробнее о родном ВУЗе:

- Студенческая жизнь у нас разнообразная, смотря на каком факультете учишься: актеры уже со 2-го,3-го курса заняты в постановках, репетируют до ночи, но повеселиться, я думаю, успевают. Довольно много студентов уже где-то снимаются. Для меня труднее всего – утро (Смеётся), очень хочется спать, так как возвращаюсь поздно, специфика моего факультета заключается в том, что занятия могут начинаться довольно поздно и соответственно заканчиваться поздно. А вообще мне учиться интересно. Живопись у нас вел Е.С.Вахтангов, да-да прямой родственник, сейчас ведет Нестерова, очень известная художница, в основном живет в Нью-Йорке. На самом деле – это моё. Я бы абитуриентам посоветовала обязательно осваивать компьютер, а уже в процессе обучения общаться со всеми: с режиссерами, продюсерами, актёрами и так далее, потому что тогда можно создать что-то вместе. Мы недавно решили студенческий фильм про ГИТИС снять. А ещё в нашем институте организовываются разные поездки по делу. Мы, например, поедем в Прагу, продюсеры - в Мюнхен.

Уже на выходе встречаю Теону, первокурсницу с продюсерского факультета.

- Что тебе даётся сложнее всего?

- Экономика! И введение в специальность, - с тоской сообщает она.

- А почему решила пойти в ГИТИС на продюсера?

- Я хочу настроить свою жизнь на экономическую сторону, а не на творческую, но вместе с тем моя профессия – продюсер театральных и концертных постановок – предполагает связь с творчеством. Хотя, конечно, хотелось бы поступить на актёрский, потому, что там можно проявить себя. Но зато на продюсерском будущее материально обеспечено.

- Почему не захотела стать продюсером кино и телевидения?

- Мне кажется, кино и телевидение стоят на ступень ниже театра. Театр выше, древнее. И потом мы здесь все поклоняемся театру. Покидая ГИТИС, возвращаясь к обыденной жизни, я понимаю, почему о нём даже есть роман. Его написал Александр Смольяков, положив в основу беседы с преподавателями Академии под общим названием «Тот самый ГИТИС». В этих небольших интервью, театральные мэтры говорят о том, как быстро ГИТИС завладевает душой человека, начиная от любви к самому слову «ГИТИС» до рассуждений о глубоком детстве ГИТИСа, и его сущности. «У каждого есть свой ГИТИС, но есть и нечто «то самое», что объединяет всех студентов и педагогов Российской академии театрального искусства» - пишет Александр Смольяков. Наверное, даже глядя со стороны, удаётся уловить витающее в воздухе «то самое», своего рода абстрактную черту любого искусства. «То самое», что отличает РАТИ от всех остальных университетов, даёт возможность найти своё место в жизни, и во многом даже учит жить. Если вы уже настроились на поступление в ГИТИС, приготовьтесь к самому необычному: к старинному особняку, серьёзным, страстно хранящим подлинный театр преподавателям, к гастролям за рубежом, к бессонным ночам, и, конечно, к поискам «того самого», о котором мне много лет назад пыталась рассказать великая артистка Лия Ахеджакова. Разумеется, не будучи «частью» ГИТИСа, это сложно понять, но стоит впервые там оказаться, как всё встанет на свои места. И театр, и жизнь, и люди, и актёры. Главное, знать, что вы хотите приобрести, и понимать, что вы можете потерять. Речь идёт о материалистическом подходе к искусству, которое, как я могла убедиться, не приемлемо ни при каких обстоятельствах. «Талант, труд и случай» - заучите эту формулу наизусть.

Дарья Доцук

 
РАТИ (ГИТИС)

1.

РАТИ (ГИТИС): ЭКСКУРСИЯ ЗА КУЛИСЫ.

14.02.2008

 

2.

коротко о ГИТИСе

19.11.2000

 

3.

Студенты о ГИТИСе

19.11.2000

 

4.

Б.А.Покровский: "Разные студенты, разные судьбы..."

19.11.2000

 

5.

Выпускники о ГИТИСе: Сергей Терехов

19.11.2000

 
 
 
 
 
 
 
  © 2006-2007 www.umniki.ru
Редакция интернет-проекта "Умницы и умники"
E-mail: edit.staff@yandex.ru
Использование текстов без согласования с редакцией запрещено

Дизайн и поддержка: Smart Solutions


 
Rambler's Top100