Поиск по сайтуВход для пользователей
Расширенный поискРегистрация   |   Забыли пароль?
Зачем регистрироваться?
ТелепередачаAlma-materКлубКонкурсыФорумFAQ
www.umniki.ru / /
  
  
 

01:00 1 Января 1970 -

  Читать далее

 

ЗАГАДКА СЕНТЯБРЯ: ПОЧЕМУ СТАЛИН "ПОТЕПЛЕЛ" К ЦЕРКВИ
 4 сентября 1943 года Иосиф Сталин встретился с тремя митрополитами Русской Православной Церкви - Местоблюстителем Сергием (Страгородским), митрополитами Алексием (Симанским) и Николаем (Ярушевичем). Предметом разговора стал вопрос "патриотического единения государства и Церкви", другими словами - вопрос возобновления деятельности Священного Синода в Советском Союзе. С этого момента в истории принято говорить о потеплении государственно-церковных отношений.

К столь радикальному для себя решению Сталин пришел не вдруг - видимо, были на то веские причины. Историкам остается лишь предполагать и - констатировать факты. Начать хотя бы с того, что с первых дней Отечественной войны, согласно распоряжению генсека, на всей территории страны возобновились регулярные богослужения, в первую очередь - молебны о даровании победы русскому оружию. За неимением кадрового состава на свободе, из лагерей были отпущены многие представители епископата и приходского духовенства. (Для сравнения: до войны свободную деятельность на территории СССР могли осуществлять лишь 4 иерарха, к апрелю 1946 года - 61. В том же году регулярные богослужения совершали также более 9 тысяч приходских священников). Некоторые из них были рукоположены еще до революции.

Далее, на оккупированных территориях Советского Союза постепенно возобновлялась жизнь в монастырях. К концу войны их насчитывалось уже 75. "Уже" - в сравнении, например, с 1938 годом, когда о действующих монастырях не могло быть и речи. Теперь они были, хотя об этом по-прежнему старались умалчивать. Но получалось не всегда.

Пожалуй, самым острым "шилом в мешке" молчания стала организация эскадрильи имени Александра Невского и танковой колонны имени Дмитрия Донского - на пожертвования, внесенные прихожанами православных храмов. Этим финансовая помощь со стороны Церкви не исчерпывалась. В общей сложности за годы войны "на нужды фронта" было собрано порядка 250 миллионов рублей. В том числе, это были деньги священников, которых правительство в качестве компенсации удостаивало благодарности - часто личной благодарности Сталина - и денежной премии.

Гораздо менее известными, но более красноречивыми покажутся другие факты - "последствия" молебнов, выходящие далеко за рамки государственного значения. Так, мало кто из современников знал, что перед сражением под Курской дугой все без исключения солдаты были благословлены чудотворной иконой Казанской Божией Матери, которую специально привезли на последний перед битвой молебен. Кстати, копию с этой иконы постоянно возил с собой маршал Георгий Жуков - факт куда менее значительный, но не менее красноречивый, к тому же известный Сталину.

Безусловно, не без ведома генсека в годы войны не прекращал издаваться "Журнал Московской Патриархии". Безусловно, именно с его "легкой руки" многим представителям духовенства по возможности улучшали бытовые условия. Свидетельством чего - суеверия или присутствия здравого смысла являются эти пометы на страницах истории?..

Так или иначе, но 4 сентября 1943 года приказ о восстановлении деятельности Священного Синода был подписан, еще через 4 дня состоялся Архиерейский собор Русской Православной Церкви, и впервые за почти два десятилетия был избран Патриарх - "с одобрения правительства Советского Союза", для всея Руси. Патриархом стал Сергий Страгородский, прежний Местоблюститель (с 1925 года). А в 1945 году постановлением Совнаркома, церковные органы Патриархии, епархиальные управления, приходские общины и монастыри получили разрешение "на приобретение транспортных средств, на производство церковной утвари и ее продажу общинам, на право аренды, строительства и покупки домов для церковных нужд". Документально это было признанием за Церковью права юридического лица, фактически - официальной реабилитацией.

И еще несколько фактов - так сказать, совпадений. 22 июня 1941 года Православная Церковь отмечала день "Всех святых, в земле Российской просиявших", - рассматривается ныне как предзнаменование победы.

Последние официальные дни войны пришлись на Страстную неделю, 6 мая 1945 года - на Пасху, а День Победы, соответственно, - на Светлую Седмицу (первая неделя после Пасхи, в течение которой каждый день отмечается как особый праздник).
24-го июня, в день, на который был назначен Парад Победы, в православных церквях проходило Троицкое богослужение.

Алла МИТРОФАНОВА




 
 

1.

КРАСНЫЙ КАРДИНАЛ

29.09.2006

2.

ЗАГАДКА СЕНТЯБРЯ: ПОЧЕМУ СТАЛИН "ПОТЕПЛЕЛ" К ЦЕРКВИ

21.09.2001

 
 
 
 
 
 
 
  © 2006-2007 www.umniki.ru
Редакция интернет-проекта "Умницы и умники"
E-mail: edit.staff@yandex.ru
Использование текстов без согласования с редакцией запрещено

Дизайн и поддержка: Smart Solutions


  Rambler's Top100