Поиск по сайтуВход для пользователей
Расширенный поискРегистрация   |   Забыли пароль?
Зачем регистрироваться?
ТелепередачаAlma-materКлубКонкурсыФорумFAQ
www.umniki.ru / /
  
  
 

01:00 1 Января 1970 -

  Читать далее

 

Выпуск восьмой
 

ДОБРО ПОЖАЛОВАТЬ В ПЕРМЬ

Федотова Светлана Леонидовна. «Вольный путеводитель. Заметки о Пермской области». Издательский дом «Компаньон», Пермь, 2001, тир. 1000, 256 стр.


На далеком горном пастбище чабан стерег отару овец. Вдруг откуда ни возьмись появляется вертолет и оттуда по трапу сходит человек в модном костюме, галстуке, с крутым мобильным телефоном.
- Привет, - говорит модник чабану, - хочешь, я тебе скажу сейчас, не считая, сколько у тебя овец. Если правильно скажу, то ты даешь мне одну овцу.
- Ну давай, - ответил чабан.
Тот достает ноутбук и начинает делать запрос данных со спутника, а потом включает программу анализатора.
- 469! Правильно? Могу я забрать свою овцу?
- Забирай, - соглашается чабан. – Или лучше давай так, если я правильно назову твою профессию, ты вернешь мне овцу!
- ОК! – улыбнулся модник.
- Ты финансовый агент!
- Ух, а как ты угадал?
- Да это просто. Во-первых, ты пришел, когда тебя никто не звал. Во-вторых, ты сказал мне то, что я и без тебя знаю. В-третьих, ты ни шиша не понимаешь в моем бизнесе. Положь собаку на место!


Книга – это не только то, что в ней написано. Каждая имеет свою маленькую историю знакомства с читателем. Одни мы находим на лотках, с интересом листаем, а потом достаем кошелек … Другие встречаем, осматривая пыльные каталоги библиотек, озвучиваем требование и замираем в нетерпеливом ожидании… Третьи нам дарят. И тут важно не только содержание, но и личность дарителя, сама обстановка, в которой книга переходит из одних рук в другие, напутственные слова. И больше всего - тот смысл, который даритель вкладывал в подарок по отношению к тебе, насколько он смог изучить наш характер, нужды, интересы.
У этой была особенная история. Молодой менеджер-аналитик из столицы, достаточно опытный и прожженный, чтобы ему доверяли ответственные переговоры и сложный проект, слегка битый жизнью, но сохранивший при этом чувство любознательности и некий юношеский романтизм, приехал с четырехдневным визитом в город Пермь. Первый день был полностью посвящен производственным вопросам по тем проектам, которые он должен был здесь вести. В этот день аналитик был в костюме, галстуке и белоснежной рубашке. На второй день был осмотр завода. По этому случаю можно было надеть старые джинсы и зеленую хлопковую рубашку от Феруччо. ЭТО случилось в третий день, когда наш герой (опять при галстуке и костюме) встречался с журналистами. Редакция «Нового компаньона», 12:00. Для тех, кто никогда не был в Перми, «Новый компаньон» занимает на местном рынке ту же нишу, что «Коммерсант» и «Известия» - на московском. Серьезная газета с глубоким анализом и интересными материалами. Ее читают чиновники, бизнесмены и интеллектуальная элита области.

Красивый офис в старинном особнячке. Современная мебель, неплохой ремонт. Типичная суматоха, царящая в издании в день подписания номера. Молодой главный редактор – Игорь Лобанов. Беседа длится десять, от силы пятнадцать минут: нехорошо отрывать человека от работы во время аврала. На прощание Игорь достает из шкафа книгу и протягивает аналитику. А в глазах озорной блеск:

- Вот, наше издательство недавно выпустило. Думаю, Вам будет интересно. История нашего края.

Пермяки не бросают слов на ветер. Раз говорит интересно, значит, полагает, что так и должно быть. Столичный гость действительно очень интересовался краеведением. Правда, на «изысканный» столичный вкус – вся краеведческая литература в России будто бы по одному шаблону пишется. Вроде бы и бывают интересные факты, но от их изложения спать хочется. «Ну, что ж, почитаем на досуге», - про себя с улыбкой подумал гость и вежливо поблагодарил гостеприимного хозяина.

Но в тот день у нашего москвича не было времени даже открыть книгу. А в ближайшие недели предстояло столько суеты, что о ней можно было и забыть. И тут вмешался господин Случай. Всегда аккуратный и пунктуальный, гость в страшной спешке запаковал в чемодан книги и материалы, которые собирался читать в самолете. Чемодан уехал в багаж, а до отлета оставалось еще полчаса. И тут гость вспомнил о книге, которую так и не успел достать из сумки. Подошел к киоску, спросил, какое местное пиво чаще всего берут, и, прихлебывая из горлышка «Рифей-уральское», с удовольствием растянулся в кресле зала ожидания вылета. Вдохнув аромат свежей типографской краски, он с некоторым священным трепетом перевернул лицевую страницу.

«Пермская область – это регион, жесткий, как речной песок на зубах; неприхотливый и полезный, как крапива; доверчивый, как крокодил Гена, и жестокий, как просто крокодил. Если вы здесь не родились, вы никогда не полюбите наш край. Вы никогда не полюбите его так, как мы, коренные пермяки. Вы будете любить его по-своему».

У аналитика был уже определенный опыт общения с пермяками, и он поразился тому, насколько точно здесь описан местный характер. В Перми чуть настороженно относятся к выходцам из столицы, стремятся постоянно подчеркнуть: «Вы не думайте, что мы такая уж провинция. Мы тоже сами с усами!» А ведь в Перми действительно много достижений. Подчас таких, что сами пермяки их не замечают, но бросаются они в глаза любому, кто приезжает в этот славный город извне. И заслуга автора «Вольного путеводителя» заключается в том, что постарался взглянуть на Пермь не только глазами местного человека, но и понять свой город с Их точки зрения.

Они появляются на второй странице. «Они (выделение С. Федотовой) всегда разные. Они уже закончили свои МГИМО, «Плешки», Йели и Принстоны, политехнические колледжи в США и школы бизнеса в Германии и теперь прочесывают через мелкий гребень Бразилию и Мексику, Польшу и Африку, Венгрию и Россию. И вот они добрались до Перми.

Это – аналитики, современные золотоискатели и конкистадоры, корсары удачи и путешественники в поисках новых «архипелагов». Они рыщут в поисках месторождений денег, вернее, почвы для их роста …»


Упоминание родной альма-матер и столь заманчиво неординарная трактовка его скромной работы окончательно заинтриговали аналитика. «Вот с этой стороны я на свою деятельность еще не глядел», - промелькнула в глубинах подсознания мысль, и гость удивился. Обычно над всем, о чем можно было подумать, он уже подумал. И только теперь стал понимать, почему же так озорно улыбался Игорь. «Ведь знал, что клюну, что будет интересно». И дал себе слово дочитать книгу до конца, отложив на время не самые срочные дела. Книга начинала «колбасить» всерьез, дразниться.

«Они любят говорить. Сначала они расскажут о себе, затем о том, зачем приехали, затем о том, зачем приехали на самом деле. Они изучают регион, ты изучаешь их: то, как они думают, на основании чего делают выводы, что для них является важным. И все запоминай. Это повысит твою рыночную стоимость».

Вот уж без комментариев. Надо работать над искоренением болтливости. Иначе нас, аналитиков, просто высмеют как класс. Но почему сразу так в лоб? То ли характер у пермяков такой, то ли книга все видит и под тебя прямо пишется. Уф, наваждение какое-то. Хорошо, что хоть пиво не вымороченное, только вот кончается подозрительно быстро.

«Связь пермских богов и инвестиций достаточно опосредованная… Деревянные боги играли в пермских деревнях ту же роль, что и языческие идолы. Традиционно они почитались больше, чем иконы… В церквях боги располагались в темницах – специально сделанном темном помещении или в глубокой темной нише в стене. Их освещал только слабый, колеблющийся огонь лампады, поэтому боги могли кивать, хмурить брови и моргать. Становились в очереди, чтобы за плату надеть митру (шапку) со статуи, что, по мнению верующих, давало «святую благодать».
Образность настраивает на серьезный лад. Как представишь себя перед «Сидящим спасителем» в тиши Петропавловского собора, ощущаешь трепет. «Чтобы они посмотрели в глаза пермским богам и поняли – здесь не забалуешь».
Здесь некогда располагалась легендарная Пермь Великая. Здесь было царство Строгановых. Необъятная Кама была важной торговой артерией страны.

«Пароходчик Любимов, узнав, что Мешков открыл на Верхней Каме свою пассажирскую линию, арендовал на Волге два небольших пассажирских судна, сбавил цены и пустил их по тому же маршруту. После закрытия навигации Любимову доложили, что это принесло ему убыток 55 тысяч. На это он только ответил: «Очень хорошо! Мешков потерял 100 тысяч!» … После жестких переговоров два параходовладельца договорились наконец не демпинговать и установить одинаковую цену на билеты. Когда один из них через какое-то время начал выяснять, почему же люди продолжают ездить в основном на судах его конкурента, оказалось, что тот к каждому купленному билету выдавал баранку».

В древности пермская земля находилась под толщей ледника. В новейшую историю север области сотрясли мощные ядерные взрывы, с помощью которых строители коммунизма хотели повернуть вспять северные реки. Пермь тяжко пережила трагедию революционного времени. Здесь были и те, кто желал революции. Именно в Перми несколько подонков исподтишка зверски убили великого князя Михаила Романова – брата Николая Второго. Большинство же пермяков большевизм не приняло. Пермь встречала Колчака хлебом-солью. В учебники истории это войдет как «пермская катастрофа». Когда вернутся большевики, «проруби будут забиты трупами». Из столицы Урала Пермь в одночасье превратилась в простой райцентр, и лишь некоторое время спустя статус города был ей возвращен. …

Шасси самолета мягко оторвалось от полосы. На время взлетной перегрузки аналитик закрыл глаза, осмысливая текст. Вспомнилась знаменитая Кунгурская ледяная пещера, где год назад был с друзьями на экскурсии по Пермской области. После показа всех достопримечательностей экскурсовод подвел их к стенду. Среди немногих фотографий знаменитых людей, посетивших пещеру, три главные были с изображением представителей Российского императорского дома – Е.И.В. Марии Владимировны и наследника цесаревича Георгия Михайловича. История возвращается на круги своя …

… После революции Пермскую область наводнят зэки – «заключенные каналоармейцы». Автор повествует нам о породе всемогущих «генералов» - директоров крупнейших предприятий области, которые могли держать в ежовых рукавицах трудовые коллективы и при этом пользоваться безграничным уважением со стороны людей. О таланте инженерной и конструкторской мысли на пермских заводах. Очень трогательными на этом фоне выглядят истории про пермский балет и создание музыкальной школы в Соликамске.

Но большая часть путеводителя – это история современной Пермской области, рассказ о захлестнувшем ее масштабном переделе собственности и власти. Одним заводам удалось сохранить свой потенциал. Другие были разграблены. Третьи были куплены зарубежными конкурентами, которые свернули все перспективные разработки.
Это истории нынешних капитанов пермской промышленности. Как зарабатывались первые доллары и миллионы рублей, как концентрировались пакеты акций и ваучеров, как переходили из рук в руки предприятия. К кому-то удача пришла сразу, но не все сумели правильно ею распорядиться. Рынок в российских условиях предполагал жесткую конкуренцию и борьбу за выживание. Эта борьба в области идет по сию пору – за калий, за магний, за нефть, за моторы и будущее авиастроения, за связь, за космос, за ракеты, за технологии. Действо разворачивается рядом с нами, а его герои – из нашего времени.
Книга написана ярким, сочным, нестандартным языком. Ее очень интересно читать. Большой объем фактического материала легко усваивается. Сюжеты сменяют один другой – иногда немножко сумбурно и непоследовательно, и не замечаешь, когда за обилием цифр и фактов начинаешь мыслить тенденциями, а книга начинает восприниматься как политико-экономический бестселлер. Попросите сравнить с чем-либо, вспоминаются переводы 60-х гг. видных американских журналистов - «Воротилы финансового мира» (автор - Томас) и «Промышленный шпионаж». Если же говорить о современности, то с серией «Азбука-бизнес» с ее книгами о «Ксероксе», «Хьюлетт-Паккарде»…

Конечно, книга при всем многообразии не смогла вместить в себя все интересные моменты. Например, был бы очень кстати в подобном путеводителе рассказ о Пермском государственном университете. О пермских курортах, в частности, Усть-Качке. Подробно рассказывается о негативном опыте взаимоотношений инвесторов и пермских предприятий. А о большей части позитива говорится вскользь, хотя каждый из перечисленных на 131 странице примеров заслуживает нескольких глав. Ведь за простым фактом, что благодаря компании «Нестле» кондитерская фабрика «Камская» наладила производство конфет «Савинов» стоят новые рабочие места, миллионные инвестиции, дополнительные бюджетные доходы. Или что вложения в «Пермскую пивоваренную компанию» со стороны «Сан Интербрю», владеющей сетью пивзаводов на территории РФ и такими известными марками пива, как «Клинское», «Сибирская корона», «Толстяк», - позволили полностью модернизировать производство, внедрить западные стандарты качества, рецептуру и технологию. И наконец вывести завод из кризиса, в котором вся пивная отрасль оказалась после горбачевской реформы. Кстати, пиво в Перми выпускают отменное. Про «ЛУКойл» в книге сказано довольно много, но больше в плане его роли на выборах или в перераспределении собственности. Тогда как финансисту было бы интересно услышать именно о новых методах добычи нефти в Прикамье и о стратегии развития их заправок.

Но нельзя объять необъятное, остается только ждать продолжения путеводителя. Такова уж судьба любого бестселлера. И истории – продолжаться. По своей сути «Вольный путеводитель» трехмерен. Здесь переплелись настоящее, прошлое, надежды на будущее. Сплелись судьбы Перми, Москвы и зарубежья. Верхи становились низами, низы - верхами, формировался мощный уважающий себя и свой труд средний класс.

Переплетение оказалось жизненным, поскольку трехмерен и автор – историк, журналист и финансовый аналитик. И каждая из этих трех ипостасей нашла блестящее выражение в книге.

Оригинален стиль Светланы Федотовой. Несмотря на стремление к объективности, чувствуется, что все истории пропущены через сердце, что автор сам варился в гуще этих процессов. Поэтому иногда может создаваться ощущение ангажированности, но оно быстро проходит – поскольку у каждой из историй был свой финал, а многим дать моральную оценку просто необходимо. Каждая из 52 глав заметок снабжена своим эпиграфом. Истории иллюстрируются цитатами из книг, газет и воспоминаний очевидцев – обращает на себя внимание количество и разнообразие источников. Все это делает повествование живым, позволяет ощутить колорит времени. Для удобства читателей в конце есть подробный каталог фамилий, названий, географический указатель.

Помимо своих исторических и литературных достоинств книга, по сути, является пособием на тему – как делать успешный бизнес в России. Как внешним, так и внутренним инвесторам. Понять это помогает четкое деление на мы и они. Постепенно приходит понимание, что они – это не только беспринципные агрессоры, снобы и ничего не понимающие люди. Нет. Просто у них есть свой, отличный от нашего, взгляд на жизнь, своя философия ведения бизнеса. В меру циничный главный герой произведения Вергилий как бы ведет автора по жизни, старается ему помочь. Вергилий – работодатель, которому не принято перечить. С ним можно спорить, к нему можно обратиться за советом. Но как между нами и ими, так и между работодателем и подчиненным существует незримая дистанция. Вергилий – это объективная реальность. Помыслы героя заключаются в том, как заработать денег – вчера, сегодня и завтра. Ему это удается, ибо его прогнозы постоянно сбываются.

Вергилий, как и все они , - символ новой эпохи. Эпохи, когда уже невозможно жить в изоляции, своей замкнутой жизнью, храня в тайне секреты и наработки. Новое время диктует иные методы ведения бизнеса и политики – с помощью компьютерных технологий и грамотного менеджмента. Пермь со своим потенциалом превращается в один из центров притяжения новой России. Зону, привлекательную для капиталовложений и долгосрочного партнерства. Автор обращает внимание, что и власть в области в лице губернатора Юрия Петровича Трутнева – грамотная и ответственная. При этом в книге нет апофеоза, в лучших журналистских традициях Федотова держится независимо, даже немного ершисто, но уважительно, «перемывая косточки» областным политикам. Учитывая, что Трутнев – один из самых молодых губернаторов, причем настолько авторитетных, что в области с ним вряд ли кто сможет конкурировать, книга рискует стать настольной для тех, кто потом вдруг задастся вопросом: «А кто же такой мистер Трутнев?» Все еще только начинается.

Анатолий БАТАШЕВ

Пожалуйста, оцените этот материал:

 
 
 
 
 
 
 
 
  © 2006-2007 www.umniki.ru
Редакция интернет-проекта "Умницы и умники"
E-mail: edit.staff@yandex.ru
Использование текстов без согласования с редакцией запрещено

Дизайн и поддержка: Smart Solutions


  Rambler's Top100