Поиск по сайтуВход для пользователей
Расширенный поискРегистрация   |   Забыли пароль?
Зачем регистрироваться?
ТелепередачаAlma-materКлубКонкурсыФорумFAQ
www.umniki.ru / /
  
  
 

01:00 1 Января 1970 -

  Читать далее

 

Выпуск третий
 

Павел СИМОНОВ, Петр ЕРШОВ, Юрий ВЯЗЕМСКИЙ. ПРОИСХОЖДЕНИЕ ДУХОВНОСТИ. Москва: Наука, 1989, 351 стр.

Духовность…Смогли бы вы объяснить, что это такое? Не только применительно к сегодняшнему дню, но к истории человечества вообще. Или, по крайней мере, к той части истории, события которой принято считать общеизвестными фактами... А попробуйте ответить себе, что такое красота, истина, душа…Попробуйте представить, что вкладывали в эти понятия наши предки. Авторы книги предлагают вам «междисциплинарный подход» - освещение вопроса с точек зрения физиолога, писателя и искусствоведа. Путь, который предстоит проделать, начинается с эволюции живых существ - от простых форм поведения к сложным, ведет «по дорогам духовной истории цивилизаций» и заканчивается «путем вдохновенных» - сценическим искусством ХХ века. Авторы приходят к выводу, что на всех отрезках пути для человека остается важным стремление к знанию и служение ближним.

«Наше сознание, проделавшее со времен Гомера почти трехтысячелетний путь этического развития, настораживается, когда «благодушный» Ахилл закалывает на погребальном костре двенадцать троянских юношей, когда «бессердечными» Менелай называет уклоняющихся от сражения воинов. Потому что для нас «благодушный» и «бессердечный» - этические качества, для них же – психодинамические, энергетические характеристики. «Великодуховный» значит яростно-отважный, хитроумный, убийственный для врагов.» (Ю. Вяземский «Осознание духовности». С. 237)



Найджел ПЕННИК, Пруденс ДЖОНС. ИСТОРИЯ ЯЗЫЧЕСКОЙ ЕВРОПЫ Санкт-Петербург: Издательская группа «Евразия», 2000, 448 стр.

Книга посвящена истории языческих религий народов Европы со времен античности и до наших дней. Исследователи дохристианской и нехристианской Европы знакомят читателя с языческими обрядами и верованиями, а также пытаются выделить общие черты языческих религий. Интересна также неоднозначная оценка авторами взаимоотношений этих религий и христианства.

«…Именно в это время в Италии сформировался явившийся прямым продолжением античности идеал образованного человека, ученого и знатока искусств. Он не имел ничего общего с христианством и воспринимался большинством людей как самостоятельный и выходящий за пределы религиозных догм. Таким образом, плодами Ренессанса стали как гуманизм, так и атеизм, хотя в древности, как мы помним, аналогичные воззрения считали лишь философски утонченными вариантами той религии, которой слепо следует простой народ.» (С.353)


Аза ТАХО-ГОДИ. ЛОСЕВ. Серия «Жизнь замечательных людей». Москва: Молодая гвардия, 1997, 459 стр.

Эта книга – о выдающемся русском философе и филологе, человеке со сложнейшей и интереснейшей биографией Алексее Федоровиче Лосеве (1893 – 1988). Основанная на богатейшем биографиеском материале, книга знакомит читателя не только с Лосевым-мыслителем, Лосевым-ученым, но и с Лосевым-правосланым христианином. Знакомство с отцом Павлом Флоренским, отцом Сергием Булгаковым, философом Иваном Ильиным, участие в Религозно-философских собраниях в начале века, затем арест, ссылка, возвращение в Москву и долгий, мучительный запрет на издание книг и статей и преподавание – вот лишь немногие штрихи биографии Алексея Федоровича, сосланного, по словам самого философа, в ХХ век и разделившего с Россией ее судьбу.
Издание хорошо иллюстрировано, а также содержит полный список главных печатных трудов Лосева и библиографию работ о нем.

«Осенью же последнего года в кабинете Алексея Федоровича идут регулярные съемки...
Беседуют двое, Лосев сидит в кресле, ему так привычней, спокойнее, собраннее. Ростовцев стоит, задавая вопросы... Что ни вопрос, то, как говорили на Руси, проклятый. Жизнь и ее смысл, зло и добро, свобода воли, вера и знание, судьба, высшая, абсолютная истина, Бог и человек...
Иной раз диалог принимал столь увлекательный характер, что съемка прекращалась сама собой. «Хочется слушать», - говорит оператор. А ведь Лосев не все мог произнести вслух, сказывалась многолетняя привычка – потаенно мыслить...» (С. 398 – 399)



Жан ФЛОРИ. ИДЕОЛОГИЯ МЕЧА. Предыстория рыцарства. Перевод с французского. Санкт-Петербург: Евразия, 1999, 314 стр.

Впервые на русском языке появляется фундаментальное издание, посвященное не просто изложению идеологии дворянского сословия в Западной Европе, но и подробному анализу факторов, повлиявших на формирование этой идеологии. Особый интерес представляет анализ эволюции взглядов на войну и роль воина. Не со всеми выводами автора можно согласиться, но его исследование, без сомнения, представляет огромный интерес для самого широкого круга читателей.

«...возникает новая идеологическая концепция, намеченная св. Августном и развитая его последователями: война бывает и справедливой, и христианин может и без угрызений совести участвовать в ней». (С. 39)

Обзор подготовили
Сергей ВЕРЕЙКИН
Владимир ЛЕГОЙДА
Алла МИТРОФАНОВА



 
 
 
 
 
 
 
 
  © 2006-2007 www.umniki.ru
Редакция интернет-проекта "Умницы и умники"
E-mail: edit.staff@yandex.ru
Использование текстов без согласования с редакцией запрещено

Дизайн и поддержка: Smart Solutions


  Rambler's Top100