| Александр ПАНЧЕНКО. О РУССКОЙ ИСТОРИИ И КУЛЬТУРЕ. Санкт-Петербург: Азбука, 2000, 464 стр. Академик А.М.Панченко – один из немногих историков и литературоведов, которых знают «в лицо» даже неспециалисты. Авторские программы этого знатока русской культуры, соавтора и соратника Д.С.Лихачева, периодически появляются на телевидении. В данный сборник включена знаменитая монография «Русская культура в канун петровских реформ», а также статьи, посвященные литературе и православию. Удивительное сочетание строгого научного подхода и занимательности изложения, подобранные к месту цитаты из первоисточников, четкая логика построения материала при отсутствии «зауми» - из-за всего этого работы Панченко уважаемы не только среди узких специалистов. «…Таков просветительский взгляд: всякое новое поколение просвещеннее ушедшего – и, следовательно, его творчество лучше. Но это явное упрощение. Между цивилизацией и искусством нельзя ставить знак равенства. У них разные судьбы. Цивилизация стареет, искусство же (если это подлинное искусство) - никогда.» (C. 250) «…Пристальное, даже болезненное внимание к смерти поэтов – нечто вроде русской культурной привычки. Показательны, например, вспышки неверия в самоубийства Есенина и Маяковского, хотя, казалось бы, для ХХ в. это дело обыкновенное. И Мандельштам в Чердыни бросался из окна, и Цветаева на себя руки наложила… Откуда же сомнения? Все оттуда. Оттуда – от подспудного желания обелить поэтов. Ибо самоубийца заведомо губит душу, для него уготована вечная мука в преисподней.» (С.305)
Алексей КАРПОВ ВЛАДИМИР СВЯТОЙ. Серия «Жизнь замечательных людей». Москва: Молодая гвардия, 1997. 446 стр.
Написать книгу о крестителе Руси, святом князе Владимире, непросто. Слишком велик совершенный им подвиг и слишком много сказано об этом человеке в исторических источниках, где многие данные противоречат друг другу. Подлинная биография князя Владимира, по мнению самого автора книги, не написана до сих пор. Равно как не определен и масштаб его деяний. Даже о главном событии его жизни - Крещении - известно очень мало и, в основном, из поздних легенд и преданий, которые скорее всего сильно расходятся с исторической действительностью. Алексей Карпов отнюдь не претендует на признание его образа князя Владимира подлинным. Он лишь пытается суммировать данные многочисленных исторических материалов, которые известны сегодня о крестителе Руси.
"В позднейшие века русского язычества, когда, подавляемое властями, оно сопротивлялось наступлению христианской церкви, человеческие жертвоприношения стали более частыми…В предполагаемых местах "хранилищ" (человеческих останков) перемешаны кости различных людей - детей и взрослых. Удивительно, но…жертвы приносились вплоть до середины - второй половины ХIII века - времени, казалось бы, полного утверждения христианства в Киевском государстве." (С.142-143) "Крещению Владимира предшествовал еще один эпизод…Князя внезапно поражает тяжелый недуг, болезнь глаз. Царевна Анна посылает к князю, призывая его скорее креститься…"И когда возложил епископ руку на него, тотчас прозрел Владимир." (С. 183)
Бронислав МАЛИНОВСКИЙ. НАУЧНАЯ ТЕОРИЯ КУЛЬТУРЫ. Москва: ОГИ, 2000. 206 стр.
Эта книга – первый переведенный на русский язык труд известного британского культуролога Б.Малиновского. До сих пор, несмотря на то, что идеи Малиновского – создателя современного функционализма – рассматриваются практически в каждом учебном пособии по культурологии, его труды были известны лишь узкому кругу специалистов. Данное издание частично восстанавливает справедливость, предоставляя возможность широкому кругу читателей познакомиться с идеями великого британца, с его взглядом на культуру. «Какие бы определения мы ни дали слову «наука» в рамках конкретной философской или эпистемологической системы, ясно, что наука начинается с использования прошлого наблюдения для предсказания будущего» (С. 19).
Игорь ДМИТРИЕВ. НЕИЗВЕСТНЫЙ НЬЮТОН. Силуэт на фоне эпохи. Санкт-Петербург: Алетейа, 1999. 784 стр. Каждый школьник в нашей стране знает три закона Ньютона (по крайней мере, должен знать). Но что нам известно о самом великом ученом? Многие ли знают, что Исаак Ньютон был очень верующим человеком, всерьез занималося толкованием библейских текстов, а также увлекался алхимией? Кстати, сам Ньютон считал, что основная его заслуга, то главное, что он сделал в жизни, связано именно с религией, а не с физикой. Поэтому книга И.С.Дмитриева – для многих читателей будет своеобразным откровением, открытием нового, неизвестного Ньютона. «В отличие от Лапласа, который мог себе позволить в беседе с Наполеоном потрясать, по удачному выражению К.А.Свясьяна, «непобедимой ровностью безбожия», Ньютон жил и мыслил «в присутствии Творца», глубоко осознавая недостаточность чисто механистической картины мира, понимая, что мир-механизм нецелостен (и уже только по одному этому нереален) и необходимо признать наличие доволнительных, не выводимых «из явлений» связей, обеспечивающих глубинное единство Универсума (С. 17)
Обзор подготовили Сергей Верейкин Владимир Легойда Алла Митрофанова
|