Поиск по сайтуВход для пользователей
Расширенный поискРегистрация   |   Забыли пароль?
Зачем регистрироваться?
ТелепередачаAlma-materКлубКонкурсыФорумFAQ
www.umniki.ru / /
  
  
 

01:00 1 Января 1970 -

  Читать далее

 

СМЕРТЬ НЕРОНА
 9 июня 68 года император римский Нерон совершил самоубийство. Блестяще начав свое правление в 54-м году, он вынужден был четырнадцать лет спустя вонзить себе в горло кинжал. Пятилетие «золотого правления», к которому Нерон приступил в 16 лет, сменилось грозным веком расправ над самыми близкими людьми императора и его врагами.
Все началось в 54-м году, когда второй женой императора Клавдия стала его племянница Агриппина. Властолюбивой Агриппине надо отдать должное: все, что совершала эта женщина – от подлогов до убийств, в том числе, и самого Клавдия, - все это делалось с единственной целью – посадить на трон сына, Луция Домиция, будущего Нерона. Когда однажды авторитетный астролог предсказал ей, что Луций станет не только императором, но и матереубийцей, она якобы сказала: "Пусть убьет, лишь бы царствовал!". Однако Луций являлся далеко не единственным претендентом на трон. Он был лишь пасынком императора, в то время как у Клавдия был родной сын Британик, сын от первого брака.
Но и это оказалось поправимым. Стараниями Агриппины Луций, который с момента усыновления стал зваться Нероном («мужественный»), снискал себе добрую славу в народе и в сенате: с материнской указки он произносил прекрасные пламенные речи, тексты которых писали лучшие умы Рима, щедро раздавал милость и слыл заступником народа перед властью. Занятия риторикой и философией не прошли для него даром. К тому же, у мальчика были прекрасные учителя, в том числе испанец Сенека, прославленный философ и поэт... К моменту смерти Клавдия сомнений уже ни у кого не оставалось – императором должен стать Нерон. Решающую роль при этом, однако, сыграл авторитетный и громкий голос Афрания Бурра, который во всеуслышание провозгласил: "Император скончался. Поприветствуем же его любимого сына, императора Нерона!"
Смелости возразить не нашлось ни у кого. К тому же, Британик казался абсолютно не расположенным к правлению. Щуплый на вид, страдающий наследственной болезнью - падучей, он вряд ли олицетворял собой идеальный образ императора Августа.
Нерон был абсолютной его противоположностью. Не лишенное красоты лицо, уверенный голос, а также добродетели, которыми он успел себя прославить, внушали к нему доверие.
Итак, век Нерона начался блестяще. Любитель поэзии и скачек, юный император стал истинным покровителем искусств, защитником мимов (актеры пантомимы в Риме) и другом возниц. Никогда еще актеры не были столь почитаемы. В 59 году, по случаю первого сбривания бороды императора (depositio barbae), в Риме прошли Ювеналии – «праздники юности». Нерон выступил перед публикой в качестве певца. Сам факт выступления императора слегка шокировал. Но Нерону многое списывали на юность и горячий веселый нрав, а посему прощали. Сенат его любил, народ – боготворил, и то и другое, к слову сказать, было без лести. Первым он дал свободу действий, вторых щедро одаривал, без конца устраивал роскошные праздники и игры. «Хлеба и зрелищ» - и народ за тебя.
60-й год был отмечен появлением кометы. Последний раз она появлялась шесть лет назад, перед самой смертью Клавдия. Это дало законный повод для разговоров, что императору также угрожает смерть. Но ведь без воли богов ничего не происходит. Так чем же мог прогневать небо юный император?
По правде сказать, были у Нерона шалости и не столь невинные, как игра на кифаре или распевание собственных стихов. Он, например, очень любил совершать ночные вылазки в город – грабить богатые торговые лавки, нападать на припозднившихся прохожих, обирать до нитки пьяных гуляк....
Со временем шалости Нерона окончательно утратили характер милых проделок. Произошло то, что когда-то предсказывал астролог - матереубийство. До Нерона дошли слухи, что Агриппина готовит против него заговор. На мать императора трижды покушались, и лишь на третий раз попытка удалась. Говорят, Нерон лично приехал убедиться в успешном исходе операции. Глядя на пронзенное мечом тело Агриппины, он заявил: «Я и не знал, что моя мать была так красива!»
В Риме матереубийство считалось самым страшным преступлением. Матереубийц зашивали в кожаные мешки вместе с собакой и змеей и бросали в море. Кстати, однажды такой кожаный мешок появился и в императорском саду. Его привязали к голове огромной статуи Нерона. С тех пор образ мешка преследовал императора.
Несколько лет спустя вслед за Агриппиной отправились многие приближенные и враги императора. Никогда еще в Риме доносительство не процветало настолько. Вскрытие вен стало излюбленным средством ухода из жизни знатных людей, которые предпочитали не дожидаться официального приговора. Именно так не стало Сенеки, ушел из жизни Лукиан, один из самых выдающихся поэтов того времени. Иных лишали головы или распинали. Что же касается любимой жены императора Поппеи Сабины, то она просто попала под горячую руку, точнее, ногу: Нерон ударил ее в живот. Поппея тогда носила под сердцем ребенка…
Справедливости ради стоит сказать, что моменты просветления у Нерона все-таки были. Например, он искренне переживал смерть матери, а разлука с Поппеей стала для него просто невыносимой. Следующая жена быстро ему наскучила, а затем очередной супругой стал… мальчик по имени Спор. Внешне он напоминал Поппею, что и стало причиной невиданного брака. Однако он был толст, глуп и хотя и кастрирован – все равно не был женщиной.
Несмотря на трагические события, продолжались выступления императора на сцене, начатые когда-то в Ювеналии. Публика приветствовала Нерона с неизменным восхищением. Все победные венки всех соревнований заведомо принадлежали ему. Нерон любил, однако, соблюдать все правила игры, а по окончании состязаний даже утешал собственных соперников, одаривая их деньгами. Как и судей состязаний.
Что касается публики, то восторг ее был вполне объясним. Во-первых, тон задавали клакеры (хлопальщики), о которых всякий раз тщательно заботились устроители игр. Во-вторых, между рядов были расставлены солдаты с плетьми. Но особенно тяжело приходилось знатным персонам: доносчики неустанно следили за их лицами, и горе тому, кто не выражал подобающее восхищение.
Нерон упивался славой. Ведомый этой жаждой, он дошел с выступлениями до Эллинских земель. И там его тоже встречали на ура. Еще бы – грекам он тогда даровал свободу…
При этом голос у Нерона был слабым, и бесконечные занятия, диеты и прочие меры не помогли поднять его на должный уровень. Нерон это чувствовал и… завидовал истинным певцам. А вокруг тем временем уже поговаривали, что империей правят тиран и шут.
Заговор назревал необратимо. На сей раз от Нерона отвернулись все: и остаток приближенных, и, что особенно важно, армия. Император бежал… Но разве возможно бежать от собственного государства? Нерон сам загнал себя в угол, и выход виделся один. Без конца повторяя слова «Какой артист погибает!», он вонзил себе в горло кинжал.
Что же превратило чувственного, умного юношу в безжалостного тирана? Сломала ли его власть? Возможно. Ведь раз вкусив вседозволенности, он уже не смог отказаться от губительной, но исключительной привилегии правителя. Но главной причиной, видимо, стала природная обделенность Нерона хоть каким-нибудь талантом. Формула «посредственность на троне = тиран» нашла в истории очередное подтверждение.

Алла МИТРОФАНОВА.



 

1.

СМЕРТЬ НЕРОНА

27.06.2001

 

2.

ТУНГУССКИЙ МЕТЕОРИТ: ГОСТЬ С НЕБА

18.06.2001

 
 
 
 
 
 
 
  © 2006-2007 www.umniki.ru
Редакция интернет-проекта "Умницы и умники"
E-mail: edit.staff@yandex.ru
Использование текстов без согласования с редакцией запрещено

Дизайн и поддержка: Smart Solutions


  Rambler's Top100