Поиск по сайтуВход для пользователей
Расширенный поискРегистрация   |   Забыли пароль?
Зачем регистрироваться?
ТелепередачаAlma-materКлубКонкурсыФорумFAQ
www.umniki.ru / /
  
  
 

01:00 1 Января 1970 -

  Читать далее

 

Slow Media – новая философия в журналистике
 

Год назад трое исследователей из Германии Бенедикт Кёлер, Сабрия Дэвид и Йорг Блумтритт опубликовали в Сети «Slow-Media-Manifest», который получил широкий резонанс в западных СМИ. В некоторых немецких, американских и австралийских университетах изучение манифеста и феномена Slow Media в целом включили в учебную программу. В России о движении мало кто слышал, и тренд сам по себе еще не изучен. Самое время разобраться, что же это за зверь такой.

 В чем проблема?

Сами создатели манифеста, который доступен на английском и немецких языках, проводят аналогию с концепцией Slow Food: как и хорошая еда, «медленные СМИ» требуют от своих создателей и потребителей времени, основательного подхода и внимания.

Следует отметить, что активисты движения подняли интересную проблему журналистики XXI столетия, и, можно сказать, наступили на мозоль современных медиа. Интернет, социальные сети, быстрое развитие средств массовой коммуникации – вот основные факторы, влияющие на рост доли «медийного фаст-фуда» в информационном потоке. Короткие, «горячие» новости, продолжительность жизни которых составляет порой несколько часов, поверхностные журналистские материалы, которые скорее дезинформируют читателей, чем действительно помогают разобраться в проблеме, фальсификация сообщений, «желтизна» - все это последствия того, что у СМИ появилось больше возможностей говорить. Качественные медиа и не очень – все до единого, прямо как по  Никсону, «не закрывают рта». Аудитории, у которой с каждым годом все меньше времени остается на основательное чтение прессы, удобно потреблять Fast Media: 60-секундный просмотр новостной ленты, и создается ощущение, что ты «держишь руку на пульсе» происходящего в мире.

В новом столетии коренным образом изменилось не только отношение публики к журналистике, но и отношение журналистов к собственной работе, форме подачи материала. Ускоряется ритм жизни, и главным требованием к современным СМИ становится оперативность. Причем иногда ради оперативности приходится жертвовать качеством материала, его оригинальностью и глубиной. Таким образом, с массовым читателем журналистика разговаривает на языке новостей и сенсаций, а не аналитики и публицистики. Конечно, в этом нельзя поголовно обвинять все медиа на российском рынке, и тем более на мировом. Собственно, это просто общее направление журналистики на сегодняшний день, и вовсе не ее «смертный грех».

Основатели движения Slow Media решили продвигать в массы «медленную журналистику». Журналистику, которая  способна адекватно реагировать на «медиареволюцию» («Mediarevolution»). Под медиареволюцией активисты подразумевают все технологические перемены на медийном ландшафте, все новые инструменты, оказавшиеся в распоряжении журналистики. По их мнению, «медленным СМИ» отведена основная роль в процессе интеграции приобретенных технологических благ в нашу культурную, социальную и политическую жизнь. Slow Media призваны поменять отношение потребителей к СМИ, а так же изменить подход к созданию СМИ.

Критикуешь? Предлагай!

Сам манифест представляет из себя 14 пунктов-тезисов, которые раскрывают сущность Slow Media. Какую альтернативу «быстрым СМИ» предлагают немецкие исследователи? Под определение slow попадают только те медиа, которые соответсвуют определенным параметрам.

1. Slow Media – это вклад в устойчивое развитие.

Под этим пунктом следует понимать, что при производстве «медленных СМИ» невозможна эксплуатация и низкая заработная плата. Их производство технологично и требует нормальных условий труда.

Обращает на себя внимание тот факт, что это положение манифеста идет первым – а как иначе, ведь документ писали европейцы. Сперва надо о правах человека подумать, а потом уже можно и суть дела изложить.

2. Slow Media требуют сосредоточения на одной задаче.

За достаточно расплывчатой формулировкой скрывается главное требование «медленных СМИ»: их читатели должны быть внимательными и сосредоточенными, поверхностного знакомства с предметом разговора не достаточно.

3. Slow Media стремятся к совершенству.

Перфекционизм во всем: от дизайна и интерфейса, до содержания и идей.

4. Slow Media – это качественный продукт.

Они должны завоевывать своих читателей именно высоким качеством и соответствовать самым высоким стандартам.

5. Основная аудитория Slow Media – это не пассивные потребители информации, а деятельная, думающая публика. Slow Media должны подталкивать своих читателей к дискуссиям и действиям.

6.      Slow Media открыты для диалога.

Читатель в случае «медленных СМИ» - это активное лицо. И с ним медиа должны вести диалог, а не обрушивать на него информацию в монологичной форме. Медиа способны воспринимать критику и внимательно выслушивают новые точки зрения, всегда готовы взглянуть на проблему под разными углами.

7.      Slow Media по своему характеру социальны.

Вокруг них образуются различные социальные сообщества, объединяющие единомышленников. Иными словами, Slow Media способны принимать конкретные жизненные формы.

8.      Slow Media умеют взаимодействовать со своей аудиторией.

Они никогда не станут разговаривать с ними в категоричной манере, навязывать свою позицию.

            9. Slow Media распространяются посредством «сарафанного радио», путем рекомендаций друзей и знакомых. Для них не нужна реклама.

10.  Срок жизни информации в Slow Media гораздо больше, чем в обычных СМИ.

Информация может оставаться актуальной даже спустя годы. Здесь уже становится понятным, что «горячим» новостям точно не найдется места в таких СМИ.

11.  У Slow Media особая атмосфера.

Они создают впечатление уникалности, несмотря на то, что производятся в массовых масштабах.

12.  Slow Media в своей сути прогрессивны.

Они готовы принять технологические достижения и открыты всему новому. В этом пункте следует подчеркнуть, что «медленные СМИ» не вступают в конкуренцию с высокоскоростными социальными сетями. Кроме того, «медленные СМИ» - это не протест против социальных сетей и блогов как таковых. Движение Slow Media – это не лагерь сторонников «бумажной» прессы. Они готовы активно использовать все преимущества сети Интернет. Вообще Slow Media стоят в стороне знаменитой борьбы Интернета и печатной прессы. Основную проблему активисты объединения видят в содержании прессы, а не в ее форме. В случае Slow Media качество не зависит от того, что мы выберем: Интернет или печать.

13.  Slow Media руководствуются критериями качества в вопросах производства медийного контента.

14.   Slow Media требуют доверия, и должны заслуживать доверия у своих потребителей[1].

Следовательно, создавать их могут только настоящие профессионалы своего дела.

Постскриптум

На сегодняшний день концепция «медленных СМИ» для нас еще тёмная лошадка. Трудно прогнозировать, станет ли движение настолько популярным среди журналистов и читающей публики, что мы в корне поменяем свое отношение к прессе. В любом случае, Slow Media никогда не смогут вытеснить с рынка «желтизну», глянец, и тем более новостные ленты. В первую очередь потому, что мы не сможем отказаться от них. У Fast Media всегда будет своя определенная аудитория, и, чего греха таить, мы сами иногда ей становимся.

Slow Media – это не враг привычных нам СМИ. Это даже не новый жанр. Это новый взгляд на культуру создания медиа и новый подход к их восприятию. Это целая философия.

 

Кристина Тригуб, II МЖ

 

 

 


[1] Использованы материалы  с http://www.slow-media.net

 
 
 
 
 
 
 
 
  © 2006-2007 www.umniki.ru
Редакция интернет-проекта "Умницы и умники"
E-mail: edit.staff@yandex.ru
Использование текстов без согласования с редакцией запрещено

Дизайн и поддержка: Smart Solutions


  Rambler's Top100