Поиск по сайтуВход для пользователей
Расширенный поискРегистрация   |   Забыли пароль?
Зачем регистрироваться?
ТелепередачаAlma-materКлубКонкурсыФорумFAQ
www.umniki.ru / /
  
  
 

01:00 1 Января 1970 -

  Читать далее

 

ВЕЛИКАЯ МАДЕМУАЗЕЛЬ ШАНЕЛЬ
 


19 августа 1883 года родилась будущая реформатор моды и взглядов на жизнь, кутюрье общественного мнения, загадочная и простая Коко Шанель. Нередко к этому имени добавляют и ее настоящее – Габриель. Благодаря ей женщины стали носить вещи из джерси, короткие стрижки, брюки и сумочку через плечо. Она подарила миру "маленькое черное платье" – в прошлом униформу парижских продавщиц, пляжный костюм, туфли-лодочки и "элегантную простоту от Шанель" – всегда актуальный строгий костюм, шляпку, закрывающую пол-лица, и высокий каблук. Она впервые высмеяла "лицо цвета аспирина" и рекомендовала модницам загар. Ее можно назвать основоположником новой женской философии: никаких крайностей и излишеств, совершенство – в простоте. Она открыла женщинам самих себя: "Чтобы выглядеть хорошо, не обязательно быть молодой и красивой".

Ее считают одним из семи наиболее удачливых предпринимателей минувшего века. О ней написано множество книг – легендой она стала еще при жизни. Ее ставят в один ряд с современниками французами – Шарлем де Голлем и Пабло Пикассо. Говорят, что Коко любила окружать свою биографию загадками – газетчикам она рассказывала небылицы о своем происхождении. Позже стало известно, что за невероятными историями скрывалось детство в монастырском приюте. Ее мать умерла от истощения, ее отец был без средств на содержание ребенка и отдал девочку на воспитание монахиням. Может быть, именно единая приютская форма пробудила в Габриель желание научить каждую женщину одеваться индивидуально. А если и нет, то монастырю она должна была быть благодарна, по крайней мере, за первые уроки шитья.

Однако по выходе из приюта Габриель Шанель не взялась за швейную машинку. Она стала разучивать шансонетки ресторанного репертуара – именно это необходимо было хорошенькой, но безголосой певичке, каковой она стала в первые дни взрослой жизни. На трактирных подмостках прикрепилось к ней прозвище Коко – говорят, она частенько пела песенку про цыпленка. Там она познакомилась с Этьеном Бальзаном, удачливым бизнесменом. Они перебрались жить в Виши, аристократическое предместье Парижа. Бальзан приобрел для Коко магазин, где она торговала своими шляпками. Оригинальные и простые, они покорили сердца парижских модниц. Считается, что это и была первая на счету Коко и весьма успешная атака столицы.

Далее, как сказали бы завистники, фортуна повернулась к ней лицом. А поклонники сказали бы: везет тому, кто сам себя везет. И оказались бы правы: Коко готова была работать день и ночь, с полной отдачей. Это и стало, наряду с талантом, залогом ее успеха.

Когда Коко смогла прочно стать на ноги, она рассталась с Бальзаном. Популярность модистки росла, а вместе с ней – круг ее знакомых и поклонников (не будучи красавицей, она умела сводить мужчин с ума). Она вращалась в богемной среде, где почерпнула немало идей для своих моделей. Кроме того, у нее были знакомые из числа русских эмигрантов. Среди них особенно стоит отметить великого князя Дмитрия Павловича и хореографа Сергея Дягилева. Если с первым у Коко была классическая любовная связь – пылкая, прекрасная и недолговечная, то второго она всю жизнь называла своим "главным и единственным учителем".

Однако роль князя Дмитрия в судьбе Шанель была куда более важной, чем роль простого любовника. Фактически благодаря ему к модистке пришла мировая слава. Он познакомил Коко с химиком-парфюмером Эрнестом Бо, который открыл ей секрет своей последней разработки – духов, пользовавшихся большим успехом в русском высшем свете. (По слухам, среди клиентов Бо была и императрица Александра.) Коко по достоинству оценила аромат и с разрешения Бо воспользовалась изобретением. Добавив к нему несколько оттенков, она создала знаменитый "Chanel № 5". Этот аромат стал отныне неотъемлемой частью стиля и образа жизни от Шанель. Почему "5"? - по собственному признанию, ей было симпатично это число (свои показы она частенько устраивала в пятый день месяца). Кроме того, именно в пятом флакончике находилась та смесь, которую выбрала и утвердила Шанель.
Но Дмитрию Павловичу Коко обязана не только знакомством с Бо. Благодаря ему в ее коллекциях появились новые мотивы, истинно русские элементы, не знакомые до сих пор Европе. Пальто на соболиной подкладке, рубашки с вышитым воротом, обнаруженные в гардеробе Дмитрия, искусно расшитые пояса стали новинкой и коньком кутюрье. Чтобы наладить производство, она открыла новый цех изящной вышивки, охотно брала на работу русских эмигранток – как рукодельниц и как манекенщиц.

В биографии Коко были и черные пятна. Традиционно таковым принято считать ее любовную связь в годы Второй мировой войны с одним высокопоставленным немецким офицером. Но если уж современники простили свою "великую Мадемуазель" – а именно так называют ее французы, – то не нам судить Коко Шанель за ее темперамент. Любовь была для нее источником вдохновения, и она умела на нее отвечать. Однако на первом месте для Коко всегда были ее платья. Может быть, поэтому она так и осталась "великой Мадемуазель": даже многолетний роман с герцогом Вестминстерским не закончился браком.

Коко всегда мыслила радикально, и в то же время оставалась верна своей простоте. Она избавила женщин от корсетов, рюшек и лишних подолов, предложив взамен прямые юбки до колен и блузки рубашечного покроя. Ее "маленькое черное платье", одинаково шедшее герцогиням и домработницам, произвело фурор в мире моды и заставило пересмотреть всю цветовую гамму. Классический стиль от Шанель призван подчеркнуть достоинства любой фигуры и скрыть недостатки.

"Безвкусица имеет пределы, только хороший вкус бесконечен", – говорила Коко. В адрес своего главного конкурента Кристиана Диора, вернувшего в мир моды помпезные воланы и вычурные аксессуары, она посылала острые замечания: "Его женщины выглядят как кресла. Он надевает на них чехлы." А своим клиентам она давала мудрый совет: "Заботясь о красоте, надо начинать с сердца и души, иначе никакая косметика не поможет." Наверно, недаром Пикассо назвал ее "самой рассудительной женщиной на свете."

Алла МИТРОФАНОВА


 
 

1.

ЛЕГЕНДА О "ВЕЛИКОМ ИЗВЕРГЕ"

29.09.2006

 

2.

Загадочная душа Мэри Поппинс

11.08.2002

3.

ВЕЛИКАЯ МАДЕМУАЗЕЛЬ ШАНЕЛЬ

22.08.2001

 
 
 
 
 
 
 
  © 2006-2007 www.umniki.ru
Редакция интернет-проекта "Умницы и умники"
E-mail: edit.staff@yandex.ru
Использование текстов без согласования с редакцией запрещено

Дизайн и поддержка: Smart Solutions


  Rambler's Top100