Поиск по сайтуВход для пользователей
Расширенный поискРегистрация   |   Забыли пароль?
Зачем регистрироваться?
ТелепередачаAlma-materКлубКонкурсыФорумFAQ
www.umniki.ru / /
  
  
 

01:00 1 Января 1970 -

  Читать далее

 

АЛЕКСАНДР ШЕРШУКОВ: ПРОФСОЮЗЫ - ЭТО НЕ ТО, ЧТО ВЫ ДУМАЕТЕ. Интервью с главным редактором центральной профсоюзной газеты "Солидарность"
 



ПРОФСОЮЗЫ - ЭТО НЕ ТО, ЧТО ВЫ ДУМАЕТЕ.

А каковы мнения на этот счет? - Членские взносы, путевки в санаторий, в прошлом - талоны на консервы и сапоги, совсем в прошлом - выборы председателя, собрания… Сегодня - рудимент бюрократии с минимальным КПД.

И что, есть основания полагать, что все не так? Что в профсоюзах наблюдается жизнь?.. Что, например, кто-то и впрямь пойдет к руководству отстаивать вашу зарплату? Или ваше рабочее место? Байки?.. – нет. Более того, если бы пресса уделяла профсоюзам чуть больше внимания, то вся страна знала бы и о скандале на предприятиях Макдональдс, и о других «громких делах» профсоюзов, и об их благополучном исходе в пользу последних. Забегая вперед, рискну также заметить, что профсоюзы, вообще-то, - это в наших с вами же интересах!….


Александр Владимирович Шершуков, 32 года, главный редактор центральной профсоюзной газеты «Солидарность». Закончил истфак Московского государственного педагогического университета. В профсоюзах работает с 1991года.

ПРОФСОЮЗ – ЭТО PR ПЛЮС....

- Александр Владимирович, честно говоря, Ваша личность несколько не вяжется с привычным образом профсоюзного деятеля. Чем такая работа, работа в профсоюзах, может привлечь молодого человека, историка?

- Чтобы это понять, первое, что нужно сделать - это отвлечься от привычного представления о профсоюзах как о конторе, где только и делают, что выдают путевки в санаторий.

По сути своей, работа профсоюзного активиста сродни работе менеджера, только немножко в другой плоскости. С одной стороны, он ведет переговоры с работодателем – директором предприятия, добиваясь каких-то определенных результатов...

С другой стороны, профсоюзный активист должен добиваться, чтобы те, кто выбрал его на эту должность, то есть те же самые рабочие его предприятия, имели реальное представление о том, что творится на их заводе и чем занимается их профсоюзная организация. Конечно, если эта самая организация не только сидит в кабинете, играя в шашки или домино.

- Получается, что профсоюзный работник – это своего рода связующее звено. И чем Вас привлекает эта деятельность?

- Во-первых, если сравнивать профсоюзы с другими общественными организациями, с партиями, например, то профсоюзы – это более демократические учреждения. Если партии ориентированы на приход к власти, то профсоюзы – на то, чтобы несколько улучшить условия жизни рабочих – так, по крайней мере, в идеале. А во-вторых, это же новейшая история! Это безумно интересно, потому что, занимаясь профсоюзами, я принимаю непосредственное участие в ходе истории.

- Каким образом?

- Потому что все, что сегодня кажется лишь сиюминутным эпизодом, завтра может стать долгосрочной тенденцией, а послезавтра – историческим фактом, по которому будут оценивать наше время.

Например, я в свое время написал и издал два справочника по профсоюзам. Сегодня это уже элемент отечественной истории, и на эту информацию можно делать ссылки в исследованиях, так как она абсолютно компетентна.

АНАРХИС ТЫ-ЭНТУЗИАСТЫ

В прошлом Вы принадлежали к движению анархо-синдикалистов. Довольно бурное студенчество… Как случилось, что после этого Вы пришли в профсоюзы?

- В конце 80-х я действительно участвовал в неформальном движении. Я был анархо-синдикалистом. Это движение в анархизме, которое делает упор не на индивидуальную деятельность человека, а на создание групп, синдикатов - неких прототипов профсоюзов. В идеале эти группы должны были в будущем перестроить все общество.

Как раз в то время – в 89-м году - повсеместно начались шахтерские забастовки. И вот нами овладела идея, что надо как-то помогать рабочим, создавать рабочие комитеты. Чем реально мы тогда могли им помочь - так это информацией. Как видите, десять с лишним лет назад наиболее актуальным было то же самое, что и сейчас.

- Каким образом вы собирались информировать людей?

- Мы создали свой информационный центр – КАС-КОР, который должен был заниматься сбором и распространением информации о создании новых профсоюзов, их действиях, митингах, пикетах и пр. Нас было 4 человека, и мы издавали еженедельный бюллетень с подробным описанием различных событий в профсоюзно-рабочей среде. Тогда ведь бастовали шахтеры в Воркуте, Кузбассе, притом что телевидение и радио не занимались освещением этих тем.

- А почему КАС-КОР?

- Ну, во-первых, КАС – это «конфедерация анархо-синдикалистов», КОР – понятно, корреспондент. А во-вторых, в свое время в Польше был создан подобный комитет, который назывался КОС-КОР. Это была группа интеллигенции, которая также ставила перед собой задачу всячески помогать рабочим.

- И Вы хотите сказать, что группе из 4-х человек было под силу осуществить такое массовое информирование?

- Знаете, в то время и меньшим группам удавалось проводить куда более масштабные мероприятия.

- Каков был стимул вашей деятельности?

- Энтузиазм, и только. К слову, это одно из наиболее актуальных понятий того времени, наряду с солидарностью.

Проблема наша тогда заключалась не в отсутствии людей или средств, а в том, что параллельно начинались два процесса - очень медленной и мучительной модернизации старых профсоюзов и создания новых профорганизаций, которые, на мой взгляд, также были очень далеки от идеала. Плюс бурные политические преобразования в нашей стране. В результате у нас не получилось профсоюзов, независимых от власти или какой-либо партии.

- И как вы решили действовать в этой ситуации?

- В 1991 году произошла очень любопытная вещь. Нас, работавших в КАС-КОРе, пригласили работать в профсоюзную газету «Солидарность». Тогда ее учредителем была Московская Федерация профсоюзов. Надо сказать, с их стороны это был довольно оригинальный шаг, потому что, во-первых, у нас не было даже минимального журналистского опыта, а во-вторых, сам факт, что профсоюзы из бывшего ВЦСПС позвали к себе анархистов, сам по себе впечатляет, не правда ли?

- Вы бы на месте их руководства не стали этого делать?

- Я бы, по крайней мере, поостерегся. Но, по-моему, для редакции это был своеобразный эксперимент по вливанию свежей крови. Как видите, эксперимент удался - с тех пор мы так и работаем здесь в разных качествах. Правда, за это время я успел уже пару раз из «Солидарности» уйти…

- Что, все-таки разонравилось?

- Да, был период времени, когда мне стало совершенно неинтересно заниматься профсоюзной журналистикой. То есть не профсоюзами в принципе, а теми профорганизациями, которые на тот момент были. Никакой динамики в их среде не наблюдалось. Я ушел из редакции и за это время успел поработать во многих местах, выпустить несколько справочников...

- И все же Вы вернулись. Почему?

- Менялись профсоюзы, менялся я сам… Потом, меня привлекает газета как предприятие. Но справедливости ради надо сказать, что интерес этот появился не так давно. Если бы у нас была какая-то крупная газетная марка с гигантским тиражом, хорошо раскрученная и без финансовых проблем, то, может быть, мне бы все это и надоело через какое-то время. Но поскольку это не так, мое занятие мне не наскучило. Для меня это в каком-то смысле даже способ самовыражения.


НАПИСАННОЕ ПЕРОМ...

Первомайская демонстрация в Москве - Александр Владимирович, согласитесь, таких как Вы энтузиастов встретишь нечасто. Сегодня молодой человек, желающий заработать, скорее всего, пойдет в бизнес. И получит хорошие деньги. Ему-то зачем профсоюз?

- Вы напрасно думаете, что занятым в бизнесе профсоюзы ни к чему. На первый взгляд, когда молодой человек с хорошим образованием приходит работать в негосударственную организацию, у него действительно проблем никаких нет: нормальные условия труда, зарплата достойная… Но все это в любой момент может измениться, если эти права не подкреплены чем-то сверх устных обещаний.

- Насколько мне известно, при поступлении на работу составляется письменный трудовой договор. Разве это не "подкрепление"?

- Да, конечно, но в нашем государстве защита интересов работника с помощью «письменного права» не очень хорошо реализуется на практике. Конечно, если вас выгнали с работы, то вы можете подать прошение в суд, апеллируя, в первую очередь, к трудовому договору. Но, во-первых, при нашей судебной системе разбирательство затянется на несколько лет, и вы потратите много денег и нервов. (По окончании разбирательства вам, в лучшем случае, выплатят компенсацию за моральный ущерб.) А во-вторых, еще не факт, что дело будет решено в вашу пользу. Может получиться, что вы останетесь в дураках, так никому ничего и не доказав.

- И чем в данной ситуации могут помочь профсоюзы?

- Профсоюзы выступают своего рода амортизационной подушкой в автомобиле. Она (подушка), может быть, никогда и не понадобится, но если вы врежетесь в столб, все же лучше, чтобы она была. Например, одной из задач профсоюзов является защита работников, в них состоящих, от незаконного увольнения.

На предприятиях, где есть профсоюзы, работодатели с большей охотой будут держаться в рамках дозволенного. Работодатель предпочитает не связываться с профсоюзами, а профсоюзы, в свою очередь, должны постоянно контролировать деятельность руководства. Поэтому-то на многих предприятиях администрация была обеими руками против создания профсоюзной организации.

ГАМБУРГЕРОМ СЫТ НЕ БУДЕШЬ

- Я знаю, что Вы занимались фильмом о проблеме создания профсоюзов в ресторанах Макдональдс. Почему вы выбрали именно это предприятие?

- Фильм действительно был снят в прошлом году. Но это фильм не о ресторанах Макдональдс, а о перерабатывающем предприятии Маккомплекс. Дело в том, что внутренняя политика компании изначально не предусматривает возможности создать профсоюз внутри ресторана - в Макдональдсе намеренная и очень большая текучка кадров.

Отработана жесткая система – люди работают в течение долгого времени в очень быстром темпе, при этом нормальные условия труда у них отсутствуют. Это работа на износ, человек быстро выдыхается и в конце концов понимает, что за такие деньги в таком темпе не работают. Заметьте, в Макдональдсе постоянно висят объявления о дополнительном приеме на работу.

- Да, на такой зыбкой почве профсоюз вряд ли возникнет...

- Это крайне затруднительно. Поэтому профсоюз и возник именно на перерабатывающем предприятии, в Солнцево, где производят различные полуфабрикаты для ресторанов.

Причем здесь важен сам факт появления профсоюзов внутри такой организации, как Макдональдс. Потому что, например, в Америке подобные примеры в принципе отсутствуют. Зато они есть в Европе - в скандинавских странах, например - Макдональдс допустили на рынок только после того, как было подписано соглашение о допуске профсоюзов на предприятие. Здесь нужно отметить роль правительства, которое выступило, так сказать, арбитром игры. Теперь и в России важный шаг сделан.

- И как было дело?

- Несколько человек внутри Маккомплекса объединились и попытались говорить с руководством об улучшении условий труда. С ними долго боролись всяческими средствами, но они в этой ситуации очень правильно себя повели. Они обратились в союз пищевиков – это такой отраслевой профсоюз международного уровня, куда входят профсоюзы данной сферы из многих стран мира. Еще они обратились в Думу - в Комиссию по трудовым спорам и конфликтам. Там были организованы специальные слушания о нарушении прав на создание профсоюза – ведь руководство компании отказалось даже разговаривать о заключении коллективного договора, необходимого для начала функционирования профсоюзов. А по закону, любая компания хоть и не обязана заключать такой договор, но вступить в переговоры в любом случае должна. И вот итогом всей этой деятельности стало то, что руководство, в конце концов, вступило в переговоры и сейчас готово подписать коллективное соглашение. А это уже большой прогресс.

- И что же дальше ожидает профсоюзы в Макдональдсе?

- Трудно сказать. Ясно, что профсоюзам в компаниях, агрессивно настроенных по отношению к ним, нужен большой запас прочности, чтобы что-либо предпринять. С другой стороны, на их деятельность смотрят работники всего предприятия. И если они видят, что рядом с ними есть люди, которые стараются что-то изменить и находят на это силы, несмотря на то, что их постоянно давят и чинят им препятствия, то в таких условиях и появляется та самая солидарность, про которую теперь все почти уже забыли.

НЕ ГОЛОСЛОВИЕ

- А были случаи, чтобы профсоюз действительно кому-то помог?

- Конечно. Например, помощь в трудовых спорах, в ведении судебных дел. Это целое направление. Один из недавних случаев: человека собирались уволить с предприятия за появление якобы в нетрезвом виде. При этом причины увольнения были совсем другими, сугубо личными. Казалось бы, администрация нашла такой повод, не подкопаешься. Так вот, был суд, профсоюзные юристы доказали, что дело состряпано, профсоюзы добились того, что человек остался на работе.

- И Вы говорите, это не единичный случай?

- В любом профсоюзе, если не на самом предприятии, то на уровне области обязательно - есть профсоюзный юрист, который по просьбе профкомов приезжает, разбирается и оказывает квалифицированную помощь. При этом он использует определенные рычаги, например, говорит руководителю, как поступать можно и как нельзя, и что в случае нарушения последует жалоба со стороны профсоюзов в Рострудинспекцию или прокуратуру.

В одном из номеров нашей газеты вышла вкладка "Юридическая газета", где указана цифра – несколько тысяч человек, которым помогли именно профсоюзные юристы.

ЗАЧЕМ ПРОФКОМ В ИНСТИТУТЕ?

- Мы с вами пока говорили только о предприятиях. Но у нас в институте, например, тоже есть профком. Там сидят две или три женщины и одна девушка-секретарь. Они принимают заявления на материальную помощь и выдают проездные билеты. Раньше еще талоны на питание давали. Получается, это и есть наша профсоюзная бригада?

- Получается, что да. Но здесь, чувствуя вашу иронию, я бы посоветовал вам задаться вопросом: а нужно ли вам что-то иное? Студенческий профсоюз - это же вещь специфическая. В том смысле, что студент все-таки ни рабочим, ни служащим не является, поэтому и трудовой деятельности как таковой у него нет. Конечно, по статусу он учащийся, и этим все сказано. Но ведь тогда можно ставить вопрос и об ученическом профсоюзе в школе, потому что для студента работа – это его учеба, для школьника – тоже...

- Позвольте, но многие студенты все-таки живут уже вполне самостоятельной от родителей жизнью, чего не скажешь о школьниках.

- Поэтому я и говорю о специфике студенческого профсоюза. Комплекс проблем, которые ему надлежит решать, связан не с учебой, то есть как бы работой студентов, а с их бытом – общежитие, талоны, проездные...

Если вы считаете, что в этом отношении ваш студенческий профсоюз, за который вы проголосовали, что-то делает неправильно, то лучше сначала мирно туда прийти и попросить предоставить вам информацию о том, что в вашем профсоюзе происходит и чем он занимается. Формально вы имеете на это полное право, так как платите членский взнос и, следовательно, являетесь членом профсоюза.

- А если я не знаю, являюсь ли я членом профсоюза? Я, например, сама никаких взносов не плачу. Но я также и не знаю, отчисляют ли от моей стипендии что-то в пользу профсоюзов.

- А вот это вам неплохо было бы узнать, даже просто для общего развития. И если членом профсоюза вы являетесь, то ничто не мешает вам провести внеочередные выборы его руководителей. Если вы попытались это сделать, у вас ничего не получилось, но вы все же считаете, что вам необходима некая общественная организация, которая защищала бы ваши интересы, – создавайте свой профсоюз.

Делается это элементарно. У нас в стране порядок организации профсоюзов уведомительный, то есть вам никто ничего не должен разрешать или не разрешать. Нужно только, чтобы собралось три человека, которые написали бы устав и выбрали председателя.

Но при этом помните, что смысл профсоюзной организации не в том, чтобы сразу же начинать бунтовать. Смысл в том, чтобы до определенного момента пытаться договариваться. Ведь если есть какая-то структура, то ее надо попытаться реанимировать, вывести, так сказать, из комы. Если же ваши попытки ни к чему не приведут, если прислушаться к вашим конструктивным предложениям никто не захочет, тогда уже нужно действовать по-другому.

Студенты МАИ участвуют в пикетировании Белого дома - По-моему, довольно трудно теперь найти таких инициативных лиц, которые захотели бы на общественных началах всем этим заниматься.

- Если необходимость в такой активности есть, то и инициативные лица найдутся. Все-таки солидарность у нас была и остается, только подчас едва заметная. Но по личному опыту могу сказать, что заниматься профсоюзами очень и очень интересно. И не думайте, что я такой один – сотрудники "Солидарности" с удовольствием занимаются этим делом. Еще два года назад люди приходили сюда на работу, как в какую-то контору, и я сам, честно говоря, газету редко когда читал. А теперь газета стала интересной и разнообразной.

Что касается трансформации профсоюзов, то она вполне может дать позитивные результаты, если провести дело с умом. Я думаю, со временем и здесь ожидается, более того – уже идет - приток кадров, знающих свое дело. Как видите, жизнь кипит, жизнь налаживается.


Бе седовала Полина ДАЛГАНОВА


Пожал уйста, оцените этот материал:




 
 
 
 
 
 
 
 
  © 2006-2007 www.umniki.ru
Редакция интернет-проекта "Умницы и умники"
E-mail: edit.staff@yandex.ru
Использование текстов без согласования с редакцией запрещено

Дизайн и поддержка: Smart Solutions


  Rambler's Top100