Поиск по сайтуВход для пользователей
Расширенный поискРегистрация   |   Забыли пароль?
Зачем регистрироваться?
ТелепередачаAlma-materКлубКонкурсыФорумFAQ
www.umniki.ru / /
  
  
 

01:00 1 Января 1970 -

  Читать далее

 

Союз? Судьба? Любовь
 

«Я клянусь любить тебя и быть верным в болезни и в здравии до самой смерти!» - приблизительно такие клятвы дают друг другу миллионы пар уже не одну тысячу лет перед алтарем. И только считанные единицы находят в себе силы следовать данному раз слову всю жизнь. Когда мир был моложе, пожилые пары, за плечами которых добрых полвека, и, соответственно, золотая свадьба, можно было встретить на улице значительно чаще, чем в наши дни. Сейчас вызывающий умиление и восхищение полувековой союз – скорее исключение, чем правило, к социологу не ходи. И, тем не менее, до сих пор истории двух людей, соединивших свои судьбы на столь длительный срок, достойны у натур романтических мечтательных вздохов, а у всей прочей менее экзальтированной аудитории как минимум уважительного внимания.

И все же не совсем правильно заострять внимание на сроках и измерять счастье в браке количеством прожитых лет. Центральное место в любовных историях длинною в жизнь должны прежде всего занимать сами люди. Особенно приятно, когда героями подобных историй становятся такие личности, как великий итальянский кинорежиссер Федерико Феллини и его муза, подруга, товарищ и его актриса – Джульетта Мазина.

Судьба столкнула их на одной итальянской радиостанции. Феллини в те года еще не обременен славой, он пока только сценарист. Джульетта еще не знаменитая итальянская актриса, даже не Джульетта вовсе. Ее настоящее имя – Джулия Анна, но после замужества с Феллини она без сожаления расстанется со своим прежним именем и миру явится Джульетта Мазина. Она, начинающая актриса, пришла работать на радио, чтобы улучшить дикцию и избавиться от северо-итальянского акцента. А обрела свое семейное счастье, свою судьбу на ближайшие 50 лет. Федерико пошел работать на радио в качестве сценариста для передачи «Приключения Чико и Полины». Одну из ролей в этой популярной радиопрограмме как раз получила Джульетта. А Феллини писал для «Чико и Полины» забавные скетчи. Подписывал свои работы скромно, только именем – «Федерико». Так что фамилию суженого Джульетта узнала не сразу. Федерико знал о Джульетте и того меньше, лишь слышал ее голос в программе. Тем не менее, он решился прозвонить на радио и пригласить девушку на обед в очень модный и дорогой ресторан. Наконец, они увидели друг друга. Феллини предстал перед девушкой в черной шляпе, коротких брючках, держался интеллигентно и кротко. В общем, Джульетта сразу поняла, что ему будет совершенно нечем платить. Она старалась заказать самые дешевые блюда, какие только были в меню, но, как оказалось, на этот раз ее практичный ум ошибся в расчетах, и под конец свидания Федерико щегольнул толстой пачкой денежной купюр. Джульетта потом смеялась на излете лет, что никогда больше не видела с тех пор у своего мужа таких больших денег.

 «Я всегда считал, что моя встреча с Джульеттой была определена самой судьбой, и не думаю, что все могло бы сложиться как-то иначе», - поделится потом Феллини в своей автобиографии «Делать фильм»[1].

Так как им на роду было предначертано разделить полвека на двоих, принять важное решение было не так уж и трудно. Уже через две недели после первого свидания молодые объявили о помолвке. В 1943 году они поженились в оккупированном фашистами Риме. По итальянским законам пара должна была не только обвенчаться в церкви, но и зарегистрировать свои отношения в мэрии. Однако молодожены ограничились только церковным обрядом, поскольку Феллини на тот момент скрывался от призыва в армию.

Молодым людям нелегко пришлось на первых порах. Ни сильных покровителей рядом, ни наставников, ни лишней лиры в кошельке, ни пресловутого житейского опыта за плечами. Помощи было ждать не откуда и не от кого. Им оставалось только надеяться на долгую совместную жизнь да на протекцию счастливой, но, как известно, прихотливой Фортуны. А судьба-злодейка поначалу показывала Феллини и Джульетте только зубы. Джульетта, как любая добропорядочная итальянка, мечтала о большой семье и с нетерпением ждала первенца. Но малышу было не суждено появиться на свет из-за несчастного случая. Утешить молодую женщину могло лишь новое материнство. Поэтому не было предела гордости и счастью молодых супругов, когда в их семье родился маленький Пьетро Федерико. Но радость рождения быстро сменилась горем утраты: малыш прожил лишь две недели, и, к тому же, Джульетта узнала, что больше уже никогда не сможет стать матерью. Общая беда еще больше сплотила молодую пару. Они остались совершенно одни в этом сошедшем с ума мире войн и разрушений, непостоянства и драм и могли находить опору и поддержку только друг в друге. «Когда вы женитесь в двадцатилетнем возрасте, вы взрослеете вместе – хотя Джульетта на протяжении нашей совместной жизни не раз говорила мне, что я совсем не повзрослел. Тогда вы не только любовники, не только муж и жена, но и брат и сестра. Иногда я был отцом по отношению к Джульетте, иногда она мне – матерью»[2], - придет позже к выводу Федерико Феллини.

Дома они были союзниками во всем, на работе – самыми надежными партнерами. Феллини или не умел или не особенно любил считать деньги, в отличие от практичной Джульетты, поэтому многие финансовые вопросы, возникавшие в процессе кинопроизводства, решала именно она: искала продюсеров, деньги для проектов, рассчитывала бюджеты фильмов. Безусловно, именно она всю жизнь играла главную роль в их семье, однако хозяином на съемочной площадке всегда оставался Федерико.

Кем же была для него Джульетта? Скорее всего, в первую очередь музой, ведь именно Джульетта вдохновила своего режиссера на создание знаменитой «Дороги». Этот фильм был сделан специально для нее и о ней. Джельсомина – это та же Джульетта, только с нежной ноткой сюрреализма и буффонады. Трогательная нелепая клоунесса покорила весь мир. Кинокритики окрестили Джульетту Мазину «Чаплином в юбке», а простые кинозрители были готовы носить ее на руках. Для итальянцев ее персонаж стал родным и почти чем-то священным. Наверное, только этим модно объяснить один забавный случай, произошедшей с Джульеттой почти сразу после выхода «Дороги» в свет. Однажды у нее пропала дамская сумочка. Что поделать, украли. Джульетта уже и не надеялась вернуть ее, но, придя вечером домой, обнаружила свою сумочку на крыльце, в целости и сохранности. Сверху лежала записка от тайных похитителей: «Прости нас, Джельсомина!».

Она же сыграла главную роль в фильме Феллини «Ночи Кабирии», от которого снова пришел в восторг практически весь мир. И снова Феллини сделал фильм про нее. И получил очередного «Оскара», а Джульетта удостоилась «Золотой пальмовой ветви» Каннского кинофестиваля. Все пророчили ей головокружительную карьеру, но Джульетта уже сделала свой выбор, и имя ему – Федерико Феллини. В свою очередь, Феллини любил создавать истории про свою любимую на кинопленке. Хотя и признавался, что работать с супругой ему было нелегко: «Джульетта-актриса всегда почему-то стремится быть противоположностью тому персонажу, который она создает вместе со мной. Всякий раз она упрямится и подчиняется моим требованиям лишь после долгого сопротивления, словно предчувствует, что ей суждено выпустить на волю какие-то темные силы, которые таятся в ней самой и с которыми она не желает мириться. С самого начала ее ужасно раздражают и костюмы, и манера смотреть, и вообще сама маска ее персонажей. Так и кажется, что рядом с Джульеттой-энтузиасткой и трудолюбивой помощницей вдруг вырастает другая Джульетта, у которой на все одна реакция: «Нет»[3].

Любовь, как известно, не означает, что в отношениях отныне и во веки веков устанавливается полная гармония, взаимопонимание и согласие в любых жизненных ситуациях. Умение маневрировать между собственным Я и самолюбием другого человека, и при этом выйти сухим из серобудничной пучины быта – вот фундамент любых человеческих отношений и возможность вдвоем выйти на такой путь, где каждому нашлось бы место. Одним словом это компромисс. Но любовь, ко всему прочему, не признает полутонов, поэтому в некоторых случаях приходится вести разговор о настоящей жертве. И Джульетта Мазина – как раз такой случай. Можно сказать, что она принесла в жертву на семейный алтарь свой возможный успех. Дело в том, что от продолжительных контрактов Джульетта практически всегда отказывалась, потому что не представляла, как можно оставить Феллини на длительный срок. Отказывалась и от маленьких ролей, потому что уже привыкла играть большие и серьезные роли. Она осталась актрисой только своего режиссера. Возможно, амбициозная Джульетта не до конца реализовала себя в профессиональном плане. Но ей досталась намного лучшая роль, которую можно было играть всю жизнь. Ее главная роль – быть музой своего Мастера.

Феллини все это прекрасно понимал, как и то, что Джульетта – его единственная судьба. Он называл ее подругой, спутницей, феей и…клоунессой. И в его понимании это была наивысшая похвала.

Дело в том, что Федерико Феллини был уверен, что мир – это один большой цирк, все люди в нем – клоуны. «Существуют два вида клоунов – белый клоун и рыжий. Первый – это само изящество, грация, гармония, ум, трезвость мысли, которые морализаторы выдают за качества непревзойденные, безусловно божественные. И вот тут сразу заявляет о себе негативный аспект этого дела, поскольку белый клоун становится, таким образом, олицетворением Мамы, Папы, Учителя, Художника, Прекрасного и вообще всего, что «положено делать». И рыжий, который и попал бы под очарование всех этих совершенств, если бы их так упорно не выставляли напоказ, восстает. <…> Рыжий <…> бунтует против подобного совершенства…

Короче, перед нами борьба между надменным культом разума (который тяготеет к эстетизму, навязываемому силой) и инстинктом, свободой инстинкта»[4].

Гитлера Феллини считал белым клоуном, Муссолини – рыжим, Фрейда – белым, Юнг попадал в разряд рыжих клоунов. И только Джульетта для него была единственной клоунессой – ни рыжей и не белой, просто самой любимой. Любимой актрисой, подругой, женщиной.

 «Ах, вот это любовь! Сказка!» - восторженно воскликнут романтично настроенные натуры. «Женаты полвека, какая же тут любовь, просто привычка и уже не могут иначе,» - отмахнутся натуры похладнокровнее. И вдобавок подкрепят свои слова цитатой из «Евгения Онегина»: «Привычка свыше нам дана, замена счастию она». А ведь и те, и другие одинаково далеки от правды. Потому что, смею предположить, что в первом случае понятие «любовь» подменяет недолговечное понятие «страсть». Сложный механизм брака на одной страсти не удержится и пару лет. Во втором же случае, уважаемые любители русской классики, будьте добры дослушать эту историю до конца. И вы сами убедитесь, что если бы эти двое людей просто привыкли друг к другу, то конец был бы каким угодно, но только не таким.

 «И только смерть разлучила их…» - этот сценарий про Федерико и Джульетту. Вместе они прожили 50 лет и собирались было отметить золотую свадьбу, но у Джульетты обнаружили рак, и ей пришлось срочно лечь в больницу, хотя было уже поздно. Феллини в это время тоже страдал серьезным недугом, но, несмотря на это, он примчался к жене из другого города. Они лежали в соседних палатах, и оставались вместе до последнего вздоха Феллини. Он скончался 31 октября 1993 года, она – спустя пять месяцев, следом, с твердым осознанием того, что без Федерико она не может существовать. И тут еще большой вопрос, действительно ли смерти удалось их разлучить?..

К. Тригуб, 2 МЖ


[1] Феллини Ф. Делать фильм // М.: Искусство, 1984. 287 с.

[2] Костантини К. Жизнь Замечательных Людей. Феллини // М.: Молодая гвардия, 2009 г. 304 с.

[3] Феллини Ф. Делать фильм // М.: Искусство, 1984. 287 с.

[4] там же

 

 
 
 
 
 
 
 
 
  © 2006-2007 www.umniki.ru
Редакция интернет-проекта "Умницы и умники"
E-mail: edit.staff@yandex.ru
Использование текстов без согласования с редакцией запрещено

Дизайн и поддержка: Smart Solutions


  Rambler's Top100