| ДВА ЦВЕТА ВРЕМЕНИ (Cry, The Beloved Country), ЮАР-США, 1995 Режиссер – Даррелл Роодт В главных ролях – Джеймс Эрл Джонс, Ричард Харрис
Коротко о фильме: Южная Африка, 1946 год. Пожилой чернокожий священник узнает, что его сын совершил убийство белого. Трагедия заставляет отца жертвы, богатого плантатора, по-новому взглянуть на жизнь…
Что может быть интересно: Вторая экранизация классического романа Алана Пэйтона была приурочена к падению режима апартеида в ЮАР. Но картина вышла далеко за рамки политконъюнктуры и рассматривает не просто отношения между белыми и черными. Доброта и себялюбие, цивилизация и природа, человек и Бог – вот темы, которые интересуют больше всего создателей фильма. Картина на удивление тихо прошла по экранам мира, несмотря на несколько номинаций на различные кинопремии. Почему-то остались недооцененными и великолепная игра актеров, и пронзительная музыка Джона Барри, и удивительная природа Южной Африки, про которую Алан Пэйтон писал: «Если бы наш климат и ландшафты были не такими прекрасными, у нас бы свершилась революция еще пятьдесят лет назад».
Кому может не понравиться: При наличии острой социальной проблематики картина все же не дотягивает до уровня «фильма протеста». Здесь нет жесткого обличения расизма. Здесь речь идет о людях вообще.
ДОЧЬ СОЛДАТА НИКОГДА НЕ ПЛАЧЕТ (A Soldier’s Daughter Never Cries), Великобритания-США, 1998 Режиссер – Джеймс Айвори В главных ролях – Крис Кристофферсон, Барбара Херши, Лили Собиски
Коротко о фильме: Если вы уже последовали нашим рекомендациям и посмотрели фильм «Отсюда в вечность» (см. прошлый обзор), то вам будет небезынтересно узнать побольше об авторе книги-первоисточника, Джеймсе Джонсе, классике американской литературы XX века.
Что может быть интересно: Фильм поставлен по роману дочери Джонса и представляет собой не биографический рассказ, а серию зарисовок, раскрывающих взаимоотношения внутри семьи писателя, особенно касающиеся отца и дочери. Для Кейли Джонс (или Чен Уиллис, как ее зовут по фильму) отец на всю жизнь остался примером настоящего мужчины, отца, мужа, солдата. Если Джеймс Джонс и вправду был таким, каким его играет Крис Кристофферсон, то Кейли очень повезло. В название фильма вынесена любимая фраза писателя, который на всю жизнь сохранил воспоминания о фронтовом братстве Второй мировой и посвятил военной тематике свое творчество.
Кому может не понравиться: Джеймс Айвори известен своими «викторианскими» картинами (например, «На исходе дня»), в которых человеческие отношения рассматриваются на фоне спокойного размеренного течения жизни. Парадокс в том, что американец снимает совершенно европейские фильмы. Это в полной мере относится и к данной картине.
ПАРИЖ, ТЕХАС (Paris, Texas), Великобритания-Франция-ФРГ, 1984 Режиссер – Вим Вендерс В главных ролях – Гарри Дин Стэнтон, Настасья Кински
Коротко о фильме: Потерявший память, опустившийся на дно жизни герой живет в пустыне до тех пор, пока его не находит родной брат. Теперь он мучительно собирает по кусочкам воспоминания о прошлом, встречаясь с людьми, которых когда-то забыл…
Что может быть интересно: Вим Вендерс – безусловный классик мирового кино, признанный таковым еще в достаточно молодом возрасте (на момент съемок «Париж, Техас» режиссеру было тридцать семь лет). Данный фильм – одна из лучших его работ, получившая семь престижнейших кинонаград, включая «Золотую пальмовую ветвь» Каннского фестиваля. Картина относится к категории фильмов «атмосферы», в которых сюжет играет вспомогательную роль. Отдельно отметим музыку Рая Кудера: саундтрек воспринимается и как самостоятельное музыкальное произведение, не уступающее по эмоциям фильму.
Кому может не понравиться: Вендерс, конечно, не Тарковский, но зрителям необходимо приложить определенные усилия для понимания авторских метафор. Оно того стоит.
Подготовил Сергей ВЕРЕЙКИН
|