| На протяжении всей истории Российской академии театрального искусства (более известной под своим прежним названием ГИТИС) здесь работали великие мастера – Берсенев, Охлопков, Раевский, Лобанов, Покровский… Их выпускники тоже становились великими. И сегодня в ГИТИСе преподают известнейшие мастера театрального искусства наших дней, а студенческие постановки находят одобрение самых искушенных и придирчивых зрителей. Мы попросили нескольких студентов академии ответить на наши вопросы:
ЧТО ТАКОЕ ГИТИС?
Наташа, Ира, 2-й курс: - За всей этой кажущейся легкостью, общением, тусовками стоит постоянный труд. Все студенты - в самом деле все - очень заняты: встают очень рано, а ложатся - уже ночью. Если, конечно, на ночь не оставлено никакой работы. Сумасшедший ритм. И это превращается в образ жизни.
Андрей, 2-й курс: - Это необычный институт. Здесь если и ходят на семинары и лекции, то не для того чтобы что-то послушать, потом начертить или решить, а потом показать педагогу. Здесь все приходится делать самому. Наши семинарские занятия - это лишь отправная точка. А дальше - кого насколько хватит. Никто не будет учить тебя, как вести себя с партнером или как войти в этюд. Просто поставлена задача, и каждый решает ее по-своему, ищет свой индивидуальный путь. Роль педагога сводится к тому, чтобы прийти, посмотреть и оценить. О результатах тебе говорят только, хорошо это или плохо, - и здесь начинается новый этап работы. Но такие текущие оценки зачастую ничего не значат. Например, у меня было «плохо» в первом семестре, «хорошо» - во втором, а теперь вот - опять творческий кризис.
Саша, 3 курс: - Это бесконечные показы, репетиции, с утра до вечера, изматывающие, без перерывов… Это конфликты, нервные срывы и, наконец, потом - удовлетворение от сделанного. Или же - повод задуматься, как сделать иначе. Тогда это бессонные ночи, размышления, дискуссии, споры… ГИТИС - это не романтика. Это работа.
Сергей, выпускник 1998 года: - Вообще, режиссуре ведь не учат. Режиссуре можно только научиться. И со мной это произошло именно здесь. Может, ничего особенного и не было, но вот та свобода, широта, которые постоянно присутствовали на нашем курсе, – это как раз то, что дало мне понимание себя. Зараженный атмосферой всезнайства, всестороннего образования, я сам столько книг стал читать!.. И интерес появился, и понимание: сам начинаешь в этом кружиться и сам все воспринимаешь и перерабатываешь. В ГИТИСе в тебя вкладывают столько, что от этих знаний тебя разносит, и начинаешь меняться прямо на глазах.
ОБРАЗОВАНИЕ, или … ТВОРЧЕСКИЙ ПРОЦЕСС
Наташа, 2-й курс: - Я поступала в ГИТИС, потому что это самое лучшее театральное учебное заведение. Конечно, предметы по специальности - актерское мастерство, сценическая речь, сценическое движение - они самые любимые практически у всех. Но общеобразовательные предметы тоже очень интересны. И во многом - благодаря преподавателям. Они у нас просто чудо!
Наташа, 4-й курс: - В отношении общеобразовательных предметов ГИТИС - это вообще что-то уникальное. Такого нет больше нигде. И те иностранцы, которые приезжают к нам учиться, - они платят бешеные деньги, чтобы послушать лекции наших мастеров. Один только Петр Наумович Фоменко чего стоит! А Каменькович Евгений Борисович? а Бартошевич? а Жеоновач?.. С такими педагогами мне, например, интереснее сам процесс обучения, чем даже дальнейшая творческая карьера. Если ко всему остальному еще и карьера сложится - хорошо. А если нет - я не буду от этого сильно страдать. Потому что с таким образованием можно найти себе применение в любых отраслях. Хотя, конечно, всегда мечтаешь о том, что когда-нибудь, где-нибудь… звезда блеснет - и это будет твоя звезда.
СОЗВЕЗДИЯ ПЕДАГОГОВ
Аня, 4-й курс: - Это люди - абсолютные фанаты своего дела. Как они лекции читают! Так даже не сыграешь, не покажешь, не передашь! Когда Бартошевич нам читал Шекспира - он не читал, он пел… Он пел, и такие образы возникали! Вот насколько он любит Шекспира, настолько и нам давал почувствовать - то есть не объяснял, а именно давал почувствовать - какой-то воздух особый, эту атмосферу, присущую только Шекспиру…Подобным образом и Хретонович читал нам всемирную историю.
Андрей, 2-й курс: - Марк Анатольевич Захаров - руководитель нашей мастерской - занимается с нами довольно много. Вообще-то это не очень характерно для руководителей мастерских. И нам в этом отношении просто повезло: нашего педагога мы знаем и любим. Марк Анатольевич отслеживает практически весь творческий процесс, от начала и до конца, проводит репетиции, потом - смотрит результаты… Мы работаем, выкладываемся. Думаю, он чувствует в нас отдачу, хотя, наверно, и не всегда…
Алексей, 4-й курс: - Мы поступали к Фоменко, поэтому мы и учимся здесь. То, что он набирает курс именно в ГИТИСе, - что ж, дай Бог. Конечно, мы рады, что учимся здесь. Но для нас учеба - это прежде всего работа с Фоменко. Мы пришли сюда работать, и мы работаем.
Сергей, выпускник: - Я считаю, мне очень повезло, что в музыкальном театре я попал именно к Георгию Павловичу Ансимову. Это человек, который работал режиссером и в Большом театре, и в Оперетте… Он настоящий мастер, и вся моя учеба была для меня настоящей школой режиссуры. Я благодарен Георгию Павловичу за ту свободу в творчестве, которую он нам предоставлял. Это было всегда, и это очень важно.
ОТВЕТНОЕ СЛОВО ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ
Ольга Васильевна Фирсова: - Всех наших ребят я не просто высоко - очень высоко ценю. На нашем режиссерском факультете ведь учатся и режиссеры, и актеры. Это форма совместного обучения. И критерии отбора студентов при поступлении довольно высоки. Очень часто нашими студентами становятся ребята постарше - те, кто уже имеет какой-то опыт, с определенной артистической биографией, из театральных школ, из некоторых высших училищ. Бывает, что ребята откуда-то уходят и поступают к нам. Данный курс - уже четвертый набор великого нашего мастера и гениального педагога, Петра Наумовича Фоменко. И мы считаем этих ребят очень сильными. Я бы не хотела загадывать заранее, опережать события, но думаю, что все они в дальнейшем последуют своей профессии. Здесь очень сильные индивидуальности, и актерские, и режиссерские. Не так давно мы играли в театре «Мастерская Фоменко», где ребята показывали два своих одноактных спектакля современных драматургов. Публика встречала их очень тепло. И это вполне понятно: ребята работают практически круглосуточно, им некогда поесть, попить, не говоря уже про поспать… Они у нас действительно умницы и умники. И благодаря этому - в мастерской такой высокий уровень театральной подготовки.
Сергей Васильевич Жеоновач: - Ничего нового я не скажу. Для меня, как и для любого человека, который учился в ГИТИСе, – это дом родной. То место, где ты сам овладевал профессией. И многие ребята обязаны институту всем, что они из себя представляют. ГИТИС не только место учебы – это место жизни, это образ жизни, образ поведения. Это еще и учеба: ведь не только студенты учатся у педагогов, но и педагоги учатся у студентов. Такой взаимный процесс. Каждый курс приносит что-то свое, новое. И это не дает стоять на месте, дает возможность развиваться, дышать… ГИТИС – это жизнь, больше ничего не скажешь и не добавишь.
Мнения собирала Алла МИТРОФАНОВА.
|